История одной скульптуры. К 100-летию Октябрьской революции

В Большом дворе музея «Дом Бурганова» экспонируется ранняя работа Александра Бурганова — «Башня Третьего Интернационала». Она представляет собой двухсоставную композицию, изображающую рабочего и портрет императора Николая II с элементами классической архитектурной ротонды в виде короны. Композиция была создана по заказу художественного фонда в 1967 году к юбилейной выставке московских художников в честь 50-летия Октябрьской революции.
Александр Бурганов создал композицию под влиянием нереализованного проекта Владимира Татлина. Но в отличие от прогрессивной исторической спирали композиции В. Татлина, А. Бурганов представил схему перевертыша, демонстрирующую возможность перманентности исторического развития как в колесе фортуны. Скульптура «Башня третьего Интернационала» могла находится как в одной позиции, так и перевернутой. И тогда менялся весь смысл. Революционный рабочий оказывался внизу, а изображение императора возвышалось над ним. В то время ее назвали «Башня-перевертыш». В этом кураторы выставки усмотрели политическую неясность и не допустили к участию в юбилейной выставке. Хотя была отмечена высокая профессиональность композиции.
С тех пор эта работа нигде не демонстрировалась и хранилась в коллекции художника. Сейчас эту композицию можно увидеть в экспозиции музея. Можно сказать, что она отражала настроение в обществе в период «оттепели», когда появились новые оценки наших исторических реалий.
На фотографии представлен Проект «Башня-перевертыш III Интернационала» по архивным материалам мастерской Александра Бурганова 1960-х годов.