Юность. Юбилей скульптуры. К 50-летию создания

Тема «Бегущей девочки с птицей», которая в разных редакциях обозначается единым словом «Юность», проходит через творчество Александра Бурганова красной нитью. Первая редакция была создана по гранту в 1968 году для седьмой московской художественной выставки, то есть заказ без цензуры, по свободному эскизу. Следует особо сказать об этой форме выставочной деятельности шестидесятых годов. «Это было своеобразное политическое заигрывание с молодежью, которое создавало некоторую видимость свободы творчества. Работа была выполнена из кованой меди, достаточно большой, более двух метров. Весь ее интерес состоял в неожиданной конфигурации и во взаимоотношении между птицей и бегущей фигурой, свободной развеске объемов в пространстве и, конечно, в венчающей драпировке, которая начала заявлять о себе как элементе моего личного стиля. Работа была резко осуждена цензурой за отказ от реализма в изображении человеческого тела и условность в трактовке форм. Только в результате борьбы и скандала она была оставлена в экспозиции. Оплата за нее была произведена, в последствии она перешла в собственность Министерства культуры. Ее местонахождение вначале было скрыто от меня, лишь в дальнейшем я узнал о том, что по секрету от меня ее возили на выставку в Мюнхен, а затем уничтожили. Такова была судьба моего первого романтического дебюта. Это была одна из моих любимых работ, и я сделал попытку ее восстановления, лично для себя. Однако, второй вариант был также варварски уничтожен уже на выставке Московского союза художников в Перово. Сейчас двор моей мастерской украшает уже третий вариант, который выполнен в бронзе». (Из воспоминаний А.Н.Бурганова).

В 1986 году возникла новая редакция «Девушки с птицей». На это раз «Девушка и птица» взлетели в небо на высокой колонне. Композиция получила ярко выраженную вертикальность, изменилась пластика фигуры и заметно увеличилась масса взметнувшейся драпировки. Птица, наоборот, получила схематические очертания и превратилась как бы в тень летящей птицы. В композицию вошел также декоративно-растительный орнамент веток, а вся композиция по своей стройности и живописности стала напоминать зацветшее весеннее деревцо. Фигура девушки как бы парила в воздухе, получила легкость и трепетность. В этой редакции она была выставлена на персональной выставке в Брюсселе на Монт-дез-Артс в 2004 году, а также была взята за основу для композиции фонтана «Юность» на Украинском бульваре в Москве.

Тема «Девушки с птицей» олицетворяет гармонию с природой, мечтой о Золотом веке и поэтому по своей теме близка к итальянскому циклу.

Поэтический миф равенства человека и птицы.

Александр Бурганов отмечал, что в этой работе, наверное, воплотились первые детские впечатления о красоте окружающего мира и о красоте своей матери. «Было удивительное ощущение, что я впервые осознал, что девушки бегают иначе, чем юноши, хотя не мог объяснить, в чем тут дело». (Из воспоминаний А.Н.Бурганова). Порхающая, как бабочка, отталкивающаяся от воздуха, ее стиль бега со сближенными коленями, вероятно, так запал в душу художника как особая мелодия красоты, и не случайно, что он неоднократно возвращался к этой теме как к самому светлому символу в своем творчестве.

Необыкновенно легкая, как сам ветерок, девушка парит навстречу своей мечте, навстречу с будущим. Часто с птицей ассоциируется человеческая мечта. Поэтому в этой композиции, как нельзя лучше, не только на языке пластики, но и с помощью символов раскрывается тема. Такое сравнение более, чем уместно. У птицы такой же стремительный полет, такая же очаровательная грация, как и у стройной юной особы. Ощущение парения и полета создано благодаря единой точки касания грациозной ножкой девушки и крылом птицы колонны. Едва ощущается касание девушкой пьедестала. Поэтому кажется, что еще немного и они оттолкнутся и полетят. Девушка с присущим юному существу состоянием мечтательности поднимается к горизонтам своих фантазий. Тема весны, молодости, цветения не только природы, но и человеческой души весьма выразительно раскрыта в этой работе. Необыкновенное ощущение ветра складывается из разнообразных ассоциаций, вызываемых пластическими формами: легким колыханием крыльев птицы на ветру, вьющимися по воздуху объемными складками ткани на руке девушки. Активное диагональное движение создает особую направленность скульптуры вперед. В самой позе, жесте, взметнувшейся вверх очаровательной женской головке ощущается открытость человеческой души и сердца этой юной девушки всему миру. В этом молодом трепетном создании заложен особый пламень горения, направленный на созидание, а не на разрушение жизни. Мир, доброта, любовь, особый трепет в мироощущении жизни заложен создателем в этом юном хрупком существе.