Скульптор и город. Парковая скульптура Царицыно

Замечательный ансамбль Царицыно составляют не только здания, но и прекрасный парк в английском стиле. Живописные пейзажи оживлены искусственными холмами, мостками, гротами. Все это создает необычайно поэтичные ландшафтные картины, воссозданные под руководством главного архитектора М.М. Посохина и руководителя архитектурной мастерской М.Р.Мориной. Особое звучание приобрели прекрасные белоснежные статуи Миневры, Флоры, Дианы, которые вносят гармонию и поэтический строй в просторные «зеленые» залы Царицынского парка.  Музы Царицыно сродни мраморным музам Версаля и Летнего сада. Их создал Народный художник России скульптор Александр Николаевич Бурганов по архивным документам, сохранившим образы тех статуй, которые некогда были заказаны Екатериной и установлены даже ранее окончания строительных работ дворца. Наибольший интерес представляет фигура Цереры, держащей сноп и серп. Эти атрибуты несут глубокий символический подтекст, ведь Церера наделена чертами лица Екатерины Великой.  Статуя помещена в открытую беседку, что сразу выделило ее среди других мифологических персонажей. Уже на генеральной примерке строители переименовали беседку из храма Цереры в храм Екатерины. Царицынские музы выполнены из современных композитных материалов. К этому решению заказчиков и художников подвигли постоянные инциденты последнего времени, происходившие в Летнем саду.   В связи с чем было принято решение о замене статуй на копии из современных материалов. Все статуи прошли экспертизу и художественный совет Департамента культуры города Москвы, получив высокую оценку – отлично.

Подробнее о скульптуре ансамбля Царицыно читайте в статье М.А.Бургановой “Скульптура Царицыно”.

Одним из достижений отечественной художественной культуры являются сложные парковые ансамбли, объединяющие на больших пространствах архитектуру презентабельных дворцов и строения малых форм – павильонов, гротов, мостов, ложных руин, изысканные ландшафты и скульптуру. Особенно яркое воплощение идея таких загородных дворцов-усадеб с многоплановыми и разнообразными прилегающими территориями получила в XVIII веке. В этот период сформированы выдающиеся, в контексте мировой культуры, ансамбли Петергофа, Павловска, Кусково, Останкино, Царского села, Царицыно. По сути, в них были отражены разнообразные концепции идеальных мироустройств. Усадьбы ближних пригородов пользовались особой популярностью у царственных особ и приближенных к ним. В строительстве таких загородных ансамблей возникала уникальная возможность, освободившись от условностей и границ, сковывавших строительство в пределах городской застройки и, особенно в центре, проявить личностную позицию. Богоподобная идея выстроить действующую модель собственного мироздания была исключительно привлекательна. В этой связи особая роль отводилась скульптуре, которая не просто являлась украшением зеленых перспектив, ландшафтных композиций, павильонов и гротов, но и воплощала смысл новообразованных мирозданий. Скульптура являла собой ту форму знаковых систем и образов, которые сложились еще в период античности и не исчерпали своей значимости и в XVIII веке.

В XVIII веке особенно любимы энциклопедические суммы, целые корпусы и пособия, содержащие трактовки всевозможных символов и эмблем. Просветительская и дидактическая функция, возложенная на парки еще Петром I, также не утратила своей актуальности.  Кроме того, скульптура, наряду с архитектурой, была призвана создать индивидуальный и неповторимый образ всего ансамбля.

Специфика любого паркового ансамбля в том, что он не является застывшей структурой. В них прошлое и настоящее одновременно. Многие сады, начинавшиеся как регулярные системы, впоследствии были расширены пейзажными картинами, дополнены малой садовой архитектурой, иные утратили первоначально заложенные формы, приобретя новый образный строй. Но даже в этом пластичном во времени существовании парков и садов судьба Царицынского парка уникальна. Он пережил множественные этапы развития. Менялись архитекторы парка и вместе с ними менялись концепции устройства и образные характеристики ландшафта. На смену В.Баженову пришли английские архитекторы Ф.Рид и И.Мурно, позже парком в разное время занимались П.С.Валуев, И. В.Еготов, К. И.Унгебауер и др.

В начале XXI века парк обрел новую жизнь. Восстановлены аллеи, склоны, системы водоемов. Воссоздана архитектура, вернулась утраченная в XIX веке скульптура. Сегодня уникальный ансамбль Царицыно объединяет произведения парковой и архитектурно-декоративной пластики, монументальной и интерьерной скульптуры.

Идея реконструкции парков не нова. Но в данном случае восстановление паркового ансамбля не стала имитацией стиля.  Было принято решение не размещать в парке копии статуй и бюстов, собранных в других местах, а создавать новые сообразно пространству, образным, композиционным и историческим задачам места, с учетом существовавших раннее, но утраченных в XIX-XX веках скульптур.

Зрителя, попадающего в Царицыно, все векторы движения влекут к Большому Дворцу. Здесь в центре дворца, в грандиозном зале, названном Екатерининским, установлена статуя Екатерины II, созданная скульптором А.Опекушиным.  Величественная статуя из белого мрамора спустя годы изгнаний вернулась в устроенное когда-то ею веселое Царицыно, и стала историческим и художественным центром всего ансамбля.

Зал, предшествующий Екатерининскому – Таврический. Здесь представлены мраморные бюсты членов семьи Екатерины – ее сын, отнятый у нее в детстве, и отвергнутый ее в годы ее всесильной власти – император Павел I (скульптор М.А.Бурганова), ее внуки, воспитанию которых она уделяла много времени – император Александр I (скульптор А.Н.Бурганов А.Н.), великий князь Константин (скульптор И.А.Бурганов) и император Николай I (скульптор А.П.Смоленков). Рядом бюсты людей, избранных Императрицей как особо доверенных и приближенных. Это подруга и сподвижница, принявшая самое деятельное участие в государственном перевороте 1762 года, Е.Р. Дашкова (скульптор А.Н.Бурганов) и  великий российский поэт, кабинет-секретарь Екатерины II  Г.Р.Державин  (скульптор М.А.Бурганова);  первый российский ученый, чье имя связано с просветительскими и образовательными проектами, открытиями и достижениями в областях естественных наук, химии, физики, астрономии, металлурги, геологии, основоположник современного русского литературного языка М.В.Ломоносов (скульптор А.П.Смоленков) и  великий историк, писатель поэт Н.М.Карамзин (скульптор А.Н.Бурганов). Ряд выдающихся российских интеллектуалов этого времени продолжает плеяда европейских мыслителей, находившихся в переписке с Императрицей: немецкий дипломат и публицист Ф.М. Гримм (скульптор И.А.Бурганов), которому Екатерина написала: «Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай»; великий французский философ-просветитель Ф.-М.А.Вольтер (скульптор С.И.Костюк), дружбой с которым Екатерина гордилась; французский политик, писатель и философ Ш.Л.Монтескье (скульптор С.И.Костюк); философ и энциклопедист, писатель Д.Дидро (скульптор С.И.Костюк).

В этих портретах, исполненных в лучших традициях классической скульптуры, отразилась жизнь и чувства императрицы, история политики и история культуры страны.

Рядом с Большим дворцом установлены фигуры еще двоих современников Императрицы – непосредственных создателей Царицынского ансамбля – архитекторов В. Баженова и М. Казакова (скульптор Л.М.Баранов). Поставленная на низкий постамент, скульптурная группа привлекает внимание посетителей своей виртуозной натуралистической лепкой, подчеркнутой цветными костюмами зодчих. Этот прием, достигнутый тонированием поверхности бронзы в различные оттенки, еще боле подчеркивает натурализм пластических образов.

От площади Большого дворца многочисленные аллеи и дорожки ведут в парк, где, по мнению сотрудников музея-заповедника Царицыно, одним из самых знаменитых и любимых посетителями мест является храм Цереры. Эта замечательная круглая беседка-ротонда с восемью ионическими колоннами, покрытая куполом, создана И.Еготовым в 1805 году. Очевидно, она повторяет ротонду В.Баженова, которая была первым сооружением такого рода и послужила архитектурным и образным прототипом для столь любимых в России, уединенно стоящих садовых и парковых беседок. Взамен утраченной более ста лет назад статуи богини, стоящей в центре ротонды, после реконструкции была установлена статуя «Цереры» (скульптор А.Н.Бурганов). Богиня со снопом в руках наделена чертами лица Императрицы Екатерины II. Этот образ почти иллюстрирует события периода счастливых отношений между Екатериной и князем Потемкиным. Именно он был инициатором покупки Царицыно. К первому визиту Императрицы в новообретенное имение, им был устроен праздник сенокоса. Для Екатерины выстроили шалаш, где она вкушала полдник, глядя на хороводы нарядных крестьянок. На прудах были устроены пристани. Гости катались в лодках. Сам Потемкин прошелся с косой в ряду с ряженными в шелковые рубашки молдаванами-косарями и преподнес Екатерине сноп. Позже именно на этом месте и была воздвигнута беседка-ротонда с фигурой Цереры-Екатерины. А.Н.Бурганов создал этот образ, ориентируясь на сложившуюся традицию мифологизированного портрета, свойственную дворцовой и парковой скульптуре XVIII века. Особенно это связанно с образом Екатерины II, представленной в Петергофе в виде Флоры (скульптор Ф.Шубин), в Охтинском парке поместья А.Безбородко в образе Цибеллы (скульптор Ж.Д.Рашет), в Архангельском  в образе Фемиды (скульптор И. Козловский).

В тенистых аллеях царицынского парка расположены еще несколько символических статуй, каждая из которых являет собой по замыслу автора, скульптора А.Н.Бурганова  отдельные черты или свойства характера императрицы. Среди них Дриада – покровительница деревьев, во всех мифологических сказаниях считающаяся прекрасной, высокомерной и жестокой одновременно. Еще одна хозяйка леса – Диана, покровительница охоты. Флора, олицетворяющая расцвет природы, цветок, являющийся венцом прекрасного в жизни растения. Минерва – воинствующая покровительница наук и искусств.

Все статуи, несущие, несомненно, классицистические черты, отличаются индивидуальным пластическим почерком. Стиль Александра Бурганова, соединяющий идеи классицизма, архитектонику античности, декоративность и новации современности в скульптуре узнается сразу. Белые стройные силуэты статуй, крупные формы, сильная пластика, прекрасно смотрятся в любое время года, придавая ландшафтным композициям одухотворенный и художественный вид.

Еще одна Нимфа (скульптор А.Сусликов) этого  паркового ансамбля скрыта в гроте. Образ таинственности и грусти, присущий скульптурам, традиционно устанавливаемым в искусственных руинах и гротах, в данном случае испорчен грубой металлической решеткой, ограждающей статую от внешнего пространства. Этому же автору принадлежит группа сфинксов у павильона «Миловида», украшенному статуями «Вакханка», «Венера» и «Аврора» (скульптор В.Крючков).

Стилистическое разнообразие скульптурного убранства столь масштабного паркового ансамбля естественно. Эта тенденция прослеживается во всех крупных парковых ансамблях России и Европы.  Всегда над созданием комплексных объектов совместно трудились архитекторы, коллективы скульпторы, мастера ландшафтного проектирования. Все они, имея индивидуальные творческие почерки, созидали единый ансамбль.  Результатом их согласованных действий стал синтез искусств, благотворно повлиявший на гармонизацию всего пространства в целом.

Вся скульптура царицынского ансамбля продолжает лучшие традиции европейской парковой скульптуры. Ей присущи метафоризм и аллегоризм XVIII века  в сюжетах и современная пластика, что наряду и историей ансамбля, придает Царицыно особый неповторимый образ.

Top