А.Н.Бурганов. Война и мир. Выставка одной работы.

Одна из центральных работ в творчестве А.Бурганова впервые была показана на выставке московских художников в Москве на Кузнецком мосту в 1980 году. Первый гипсовый отлив этой композиции был закуплен для своей коллекции в Аахене Петером Людвигом, одним из наиболее известных и влиятельных коллекционеров Западной Европы. Именно она представила творчество Бурганова на Западе, открыла контакты с высшей интеллектуальной элитой Германии и поставила А.Бурганова в один ряд с лучшими представителями современного западного искусства.

В каталоге коллекции музея Людвига на Форуме в Аахене его имя было поставлено в один ряд с Пикассо, Уорхолом, Муром, Шагалом. До сих пор эта работа является гордостью русской части коллекции Петера Людвига.

Основой композиции является стальная клетка в форме куба. За ее стальными прутьями происходит бешеная драка коней. Два коня, загрызшие друг друга, находятся в состоянии предсмертной агонии. Здесь нет ни победителя, ни побежденного. Клубок тел, грызущих друг друга животных уже перешел высшую точку напряжения. Еще мгновение и живое превратится в мертвое. Грызущие кони уже не видят друг друга, внутренности их раздавлены, а тела изуродованы, но борьба продолжается. Находясь в замкнутой клетке, они не видят ее, их ярость бессмысленна. Они не понимают, что судьба их одинакова. Это бессмысленная борьба внутри железной тюрьмы. Контраст стальной решетки и бешеной экспрессии скульптурных масс достигало наивысшего напряжения, но этого было мало.

На крыше стальной клетки художник разместил пять небольших женских фигур, они дышали спокойствием и миром, как свечи они располагались по углам. Сама клетка была поставлена на высокую стальную колонну, и по своей схеме вся конструкция стала символом, олицетворяющим мировое дерево.

В самой композиции прослеживаются два уровня: нижний уровень бессмысленной борьбы животных и верхний уровень райского сада, в котором гуляют прекрасные женщины. Под ними находится преисподняя, а в целом это – образ вечно цветущего дерева жизни со всей его красотой, страданием и ужасом.

Несмотря на общечеловеческий, и даже шире, космический символ этого произведения, художник не раз говорил, что в основе его лежала лирическая, совершенно интимная тема. Это тема внутреннего страдания, осознания красоты окружающей жизни и невозможности объединить внешний мир и внутренний космос человеческой души. Пара коней, находящихся в смертельной схватке, это всего-навсего сердце одного человека, его метания и страдания, толкающие его к смерти, а прекрасные девушки наверху – это его желания, надежды и иллюзии, к которым он не может прорваться из-за проклятой стальной клетки тюрьмы бытия. Это лирический возглас поэта, осознавшего смысл окружающей жизни.

Работа получила название «Война и мир». Безусловно, это одно из наиболее русских названий, что неоднократно отмечалось западными критиками. Многие видели в этом парафразу к великой эпопее Льва Толстого, к этому подводила, вероятно, крупномасштабность композиции, ее высота превышала 4 метра.

А.Бурганов не отрицал возможность такого названия, хотя всегда был против политического смысла. Работа, безусловно, могла быть некоторой иллюстрацией идеи, что война – это плохо, а мир – хорошо. Но это слишком поверхностное истолкование символического содержания работы. Да, она наглядно демонстрирует весь ужас войны, но прежде всего внутри самого человека. И в этом состоит ее непреходящее значение. Она будет интересна во все времена, ибо пока жив человек, он будет страдать, любить, ненавидеть, верить, надеяться.

Произведение было выставлено под сводами нового современного здания Дворца европейских конгрессов. В настоящее время работа хранится в коллекции фонда Петера и Ирены Людвиг.

Вы можете увидеть авторскую копию этой работы в Большом дворе музея.
Выставка открыта с 8 марта по 20 марта 2019 года.