Музей сюрреализма

Музей «Дом Бурганова» представляет необычный мир сюрреализма  — одного из наиболее ярких явлений в искусстве, которое в настоящее время вновь привлекает внимание, предъявляя яркие образы, невозможные сочетания интерпретированной действительности. Для Москвы это единственный и уникальный опыт презентации высокого европейского художественного направления, представленного в мире искусства творчеством Сальвадора Дали, Рене Магритта, Джорджо де Кирико,  Макса Эрнста. Имя русского скульптора Александра Бурганова стоит в одном ряду с ними. Именно с его именем связывают русскую традицию этого яркого художественного явления.

Александр Бурганов – яркий представитель сюрреализма, отличается легко узнаваемым авторским почерком. Особый метафорический мир, в котором обретают плоть парадоксальные идеи и непредсказуемые контрасты, совмещается несовместимое. Художник обращается к образам — символам. Его изображения не подчиняются никаким законам реальной анатомии и привычного визуального восприятия. Они меняют форму и находятся в постоянном превращении из одного состояния в другое.

Произведения Александра Бурганова «Письмо», «Пророк», «Пальцы», «Большая Книга» показывают абсолютную свободу творческого процесса художника, характерную для сюрреализма.

Архитектура музея создана Александром Бургановым и мыслилась ими как естественное продолжение и неотъемлемая часть представленных здесь скульптурных произведений.  Пространства музея свободно перетекают друг в друга, соединяются с открытыми площадками внутренних дворов. Внешнее становится внутренним, предметы меняются своими обычными качествами, обретая новую сущность.

Выдающийся теоретик и практик сюрреализма Роберт Деснос так сказал о сути этого явления:

«Я говорю «как», и все меняется;

мрамор превращается в воду,

небо в апельсин,

вино в  равнину, нить в лодку,

сердце в горе, страх в невод».

Во всех произведениях, представленных в музее, прочитывается некий общий нерв, который ярко передает возможности созидания своей новой неожиданной реальности со смещенными понятиями бытия, образов, художественных жестов. Существо трансформаций, подчеркивающих глубину идеи, подлинности таинственного, невероятности обыденного особенно привлекает Александра Бурганова.