Немецкие встречи. Йозеф Бойс

Немецкие встречи. Йозеф БойсПо приглашению Петера Людвига в начале 1980-х годов я работал в Германии. Петер Людвиг стремился не только создать мне хорошие условия работы по реставрации скульптуры «Война и мир», но и хотел ввести меня в пространство художественной жизни Германии, познакомить меня с ведущими мастерами. Одной из таких встреч была встреча с Йозефом Бойсом в Дюссельдорфе. В Германии большие художественные выставки называются Мессами. У Йозефа Бойса на Мессе в Дюссельдорфе был свой павильон. В нём стояли, как в супермаркете, металлические стеллажи для продуктов, и на них были действительно бумажные пакеты с крупами и другими продуктами. Всё было, как в магазине. Но каждый стандартный пакет был подписан индивидуальной подписью Бойса как произведение искусства. Это была концепция, достаточно эффектная для демонстрации понятий «массовости» и «индивидуальности». Подпись художника на пакете превращала предмет в произведение искусства. В знак встречи и дружбы я попросил Бойса расписаться на моей руке, что он с удовольствием и сделал. Я рассказал ему о своей работе с Петером Людвигом над реставрацией скульптурной композиции «Война и Мир» и выразил своё восхищение его интеллектуальным шарадам на выставке. Во время войны он был лётчиком на бомбардировщике и был сбит советской зениткой в Крыму, но остался в живых, хотя и с глубокими шрамами на лице. Мы расстались друзьями. Он был в фетровой шляпе, которую никогда не снимал, и в традиционной тройке без пиджака. Меня также поразила его супруга, одетая очень ярко. Отношение зрителей на выставке к этой паре было очень почтительным, как к живым произведениям искусства. Можно сказать, что он был европейским шаманом, загадочной и священной фигурой в искусстве Германии.