Скульптура «Мир». Из цикла «Выставка одной работы»

В этом произведении отразился особый этап творчества А.Н.Бурганова, характерный в целом для развития русского искусства 1960-1980 годов, отразившего чувства молодого послевоенного поколения: созидательное отношение к жизни, стремление к преобразованию мира, героика трудовых будней.

Скульптура «Мир» представляет собой молодую женщину в окружении строительных конструкций, держащую на поднятых руках ребенка. Композицию венчает развевающиеся складки платка, в котором видятся и порыв ветра, и трепещущее на ветру победное знамя.

Новый образ и строительная концепция архитектуры 1960-1970 годов, отличающиеся простыми формами, большими чистыми плоскостями, монолитностью, подчеркнутыми геометризмом, повлияли на пластику монументальной скульптуры. Скульптуру «Мир» отличает ясность и красота пластики, обобщенность и величественность монументальной формы. Здесь нет ни жанровости, ни камерности. Это образ молодой строящейся страны, устремлений в будущее, которое символизирует фигура ребенка. Внешне статичная композиция отличается внутренней напряженностью и динамикой, которые подчеркнуты развевающимися складками. Этот образ-метафору скульптор пронесет через многие годы своего творчества и сделает ключевым элементом многих работ, которые в будущем получат емкое и точное название «бургановская школа композиции».

Композиция вертикально ориентирована и строго уравновешена, ритмы объемов четки и почти геометричны. Это подчеркнуто вертикальной конструкцией – декоративным элементом композиции, символизирующим строительство. Центральная фигура женщины в длинном платье с ровными складками-канелюрами смотрится как колонна-опора, что создает ассоциации с искусством античности периода ранней классики.  При всей монументальности и весомости фигура отличается легкостью и стройностью пропорций. Ее простой и выразительный силуэт и обобщенно-моделированные формы подчеркивают монументальность скульптуры.

А.Н.Бурганову удалось в этом эпическом произведении ярко отразить силу, молодость, стремления своей эпохи.