Виртуальная выставка Античный миф
Образы античности на протяжении не одного десятилетия рождаются в творчестве академика Александра Бурганова. Скульптор декларативно подчеркивает свой ориентир на культурную традицию, выросшую из колыбели Античности и поэтому понятную всем, кто разделяет ее гуманистические идеалы.
Бургановские «античные» скульптуры отличает благородная сдержанность, (при явно считываемой зрелищности) несущая в себе, внутри себя, сны и страсти, реальность и мистику, что придает бургановским «античным» образам-метафорам особость, требующей постижения медленного, одновременно разумного и эмоционального, чтобы суметь проникнуть в пределы имманентной авторской герметичности.
Обращение Александра Бурганова к мифологическим персонажам вовсе не кажется умозрительным напоминанием о «вечных образах». Это – личная история. О чем свидетельствуют не только античные артефакты в коллекции музея, но и название одного из главных выставочных пространств в «Доме Бурганова» – «Пегас», скульптурное изображение которого на высоком пьедестале, по сути, царит во дворе Дома Бурганова.
Для Александра Бурганова прикосновение к античности имело большее значение и может быть обозначено как диалог. Тема античности стала важным сюжетом его произведений. На выставке представлены произведения античности из собрания ГБУК МГМ » Дом Бурганова» и произведения самого скульптора А.Н. Бурганова, которые в контексте классических произведений из собрания музея, обретают особое звучание и полноту образов.

Бурганов А.Н. Рождение Пегаса. Бронза
Бурганов А.Н. Рождение Пегаса. Период создания:1987 г., Материал, техника: бронза, литье. Размер:278 х 327 х 100 см. Место создания: Москва. Номер в Госкаталоге:10880268. Номер по КП (ГИК):МГМ ДБ ОФ 600. Инвентарный номер:143/с.
«Рождение Пегаса» — композиция, представляющая образ античного мифа, ставший общеевропейской культурной платформой. Пегас — традиционный символ искусства и творческой энергии — представляется как связь древней истории и гуманистических идеалов культурной традиции с современностью.
Бурганов А.Н. Букет.
Период создания:1987. Материал, техника: бронза, литье. Размер:2,45х1,18х0,80 м. Место создания: Москва.
Номер в Госкаталоге:1979154. Номер по КП (ГИК):МГМ ДБ ОФ 6.
Инвентарный номер:6/с. Поражает воображение «Букет», представляющий фигуру юной девушки, превращающейся в стебли, цветы и ветви, что, конечно, напоминает известный образ античной Дафны.
Бурганов А.Н. Пегас и музы.
Масштабная модель к рельефам библиотеки им. Боголюбова. Период создания:2003 г. Материал, техника: гипс, формовка. Размер:18,5х61,2 см. Место создания: Москва. Номер в Госкаталоге:1979358.
Номер по КП (ГИК):МГМ ДБ ОФ 220. Инвентарный номер:66/с
Аполлон. Римская реплика II в. прототипа статуи Аполлона Кассельского, около середины V в. до н.э. Инв. КII 63А. Материал: Бронза, с доработкой резцом. Техника: Цельное литье, с доработкой резцом.
Размеры: В. 13,7 см. Ш. 4,8 см, Т. 3,0 см.
Молодой обнаженный Аполлон с традиционными локонами на плечах представлен в позе шага – уверенно идущим вперед, слегка развернув торс вправо, но на минуту остановившимся. Его фигура построена по принципу хиазма: он опирается на левую ногу, выдвинув правую вперед, его правая рука опущена (кисть сжата, в ней находился атрибут – возможно, лавровая ветвь), а в приподнятой левой были зажаты лук и стрела; голова повернута в сторону опорной ноги. Все формы хорошо очерчены и пластичны.
Фигура явно воспроизводит статуарный тип, созданный около середины V в. до н.э. и известный под именем Аполлона Кассельского. Он дошел во множестве копий, повторений и реплик и приписывается рядом авторов позднему Мирону. Однако, сохраняя общую иконографическую схему, мастер статуэтки допускает ряд отклонений от прототипа: его фигура менее скованна и более динамична, в ней нет намеков на чопорность и церемонность Аполлона Кассельского, равно как отсутствует и определенная жесткость разграничения в теле частей, из-за которой этого Аполлона и приписали Мирону — мастеру строгого стиля. По всей видимости, статуэтка — одна из многочисленных реплик (но, как кажется, пока единственная бронзовая хорошего качества) знаменитого оригинала, исполненная, возможно, в эпоху Адриана.
Голова Афродиты
Аттика, около середины IV в. до н.э. Инв. KII 62A. Материал: Белый мрамор. Размеры: В. 13,5 см. Ш. 9,0 см. Т. 12,0 см.
Вероятно, эта женская головка благородной формы некогда принадлежала небольшой статуе Афродиты, судя по прическе, традиционно входящей в иконографию богини.
Лицо имеет удлиненную форму, с правильными «идеальными» чертами, с высоким треугольно обрамленным лбом, прямым носом, припухшими губами и тяжелым подбородком. Небольшие и глубоко запавшие, суженной формы глаза, с размытым нижним веком (выделенным только моделировкой поверхности, а не акцентом формы) и наклонно поставленным глазным яблоком, вероятно, должны были передавать ощущение «тающего» взгляда, вошедшего в греческую скульптуру со времен Праксителя.
Летящая Ника.
Пергам, около середины II в. до н.э. Инв. КII 72А.
Материал: Белый мрамор, с сильной рыжеватой патиной, шероховатый.
Размеры: В. 20,0 см.
Небольшая фрагментированная фигура женщины в хитоне, переданная в сильном движении. Явно изображена парящая богиня Ника. Ее подпоясанный хитон, целиком обнажающий левую грудь, развевается от сильного ветра: бедра почти целиком обнажены. Вокруг левой руки обмотан конец шарфа, который также развевался, создавая еще более сильное впечатление полета. Все складки одеяния – основного носителя экспрессии – проработаны очень глубоко. Головка богини была изготовлена отдельно, судя по заглаженному срезу шеи, в котором находился монтировочный стержень. Смелый замысел этой небольшой фигурки напоминает по экстатическому выражению менад (ср. бронзовую фигуру из Додоны в Афинах, В. 10,0 см ). Превосходное, несмотря на лаконизм, исполнение, позволяет считать статуэтку – «маленький шедевр» — произведением «пергамского барокко», исполненным, очевидно, около середины II в. до н.э.
Раненая амазонка. Пергам, около середины II до н.э. Инв. КII 94А.
Материал: Белый мрамор. Размеры: В. 14,1 см. Дл. нижней части 12,3 см. Толщина нижней части 12,3 см.
Фрагментированная фигура раненой амазонки в коротком подпоясанном хитоне, обнажающем правую грудь, и высоких сапогах; сзади обработана плоско и суммарно – намечен только хитон и обнаженное правое плечо. Женщина представлена в сложном движении – она как бы оседает на землю, подвернув под себя ноги и опираясь на землю правой рукой, но левой еще продолжает защищаться. Сапоги амазонки имеют отвороты, обозначенные бортиком; с них свисают длинные язычки кожи; проработаны короткими штришками, обозначающими мех. Эта деталь на правой ноге менее очевидна, чем на левой, которая трактована гораздо более скрупулезно.
Статуэтка Пана с виноградом и сирингой. Малая Азия, II в. до н.э. Инв. КII 83А. Материал: Бронза. Техника: Цельное литье с последующей доработкой формы резцом. Размеры: В. 12,0 см. Т. 5,5 см.
Пан застыл, как бы внезапно остановившись, раздвинув козлиные ноги с копытами и слегка развернув торс вправо. В правой руке, согнутой на уровне талии, он держит перед собой огромную виноградную кисть, в левой, на уровне груди, у него сиринга. Через эту руку переброшена козлиная шкура, свисающая длинными концами спереди и сзади, образуя внутри зазоры и создавая иллюзия присутствия фона. Взгляд Пана сосредоточен на сиринге.
Прослеживается восходящий к Поликлету принцип контрапоста: фигура опирается на правую ногу, выдвинув свободную левую вперед, тогда как правое плечо опущено, а левое приподнято. Экспрессию фигуре придают атрибуты и детали: горизонталь виноградной грозди, сочетающаяся с вертикалью сиринги и «хаотически» развевающейся козлиной шкурой.
Голова Силена. Рим, 130-е гг. Инв. КII 91А. Материал: Белый мрамор.Размеры: В. 34,5 см.
Монументальная мраморная голова Силена, мифического воспитателя Диониса, образ которого распознается по заостренным звериным ушам; в остальном это целиком антропоморфный персонаж, напоминающий греческих философов, и особенно силеноподобного Сократа. Черты лица типичны для Силена: небольшой курносый нос с широкими ноздрями, маленькие запавшие глазки, скорбно воздетые брови, морщинистый лоб. Однако все эти черты, трактуемые в греческой античности с юмором, а порой гротескно, здесь переданы бережно, деликатно и почтительно. Неслучайно Силен торжественно увенчан повязкой — она видна в профиль. Учитывая большой размер памятника, данные особенности могут говорить об особой роли персонажа в римской мифологии, где он выступает наряду с Дионисом в сценах его метаморфоз.
Паоло Трискорни. Похищение Прозерпины. Период создания: кон. XVIII-нач. XIX в. Материал, техника: мрамор. Размер:192 х 95 х 87 см. Инвентарный номер:163/с
Скульптурная группа представляет собой момент похищения Прозерпины Плутоном. Плутон изображен в движении, несущим на на плече Прозерпину. Обе фигуры обнажены и частично прикрыты тканью. У ног Плутона Кербер. Она была украшением паркового ансамбля усадьбы в Кунцево, владельцем которой был купец К. Солдатёнков.
Сюжет из «Метаморфоз» Овидия «Похищение Прозерпины» в искусстве европейского барокко был необычайно популярен. Фигуры Плутона и Прозерпины, созданные итальянским скульпторам Лоренцо Бернини (1621-1622), украшают Галерею Боргезе в Риме. Композиция французского скульптора Франсуа Жирардона (1677-1699) установлена в Версале. Композиция, вторящая итальянской классике, была изваяна русским скульптором Василием Демут-Малиновским (1779-1846) в 1811 году для здания Горного института в Санкт-Петербурге. Эту блистательную плеяду продолжает итальянский скульптор Паоло Андреа Трискорни (1757-1833) — автор композиции «Похищение Прозерпины», хранящейся в Доме Бурганова. Композиция отличается мощью и динамичным движением, напряжёнными формами и телесной чувственностью. Зритель буквально ощущает чувственность жеста Плутона, а натуралистическое исполнение тела Прозерпины поражает своей виртуозностью. Композиция необычайно пространственна. Каждый ее ракурс дает новое прочтение, другой силуэт, иной акцент на детали — выразительные складки, развивающиеся волосы, мощные руки.
Скульптурная группа представляет собой момент похищения Прозерпины Плутоном. Плутон изображен в движении, несущим на плече Прозерпину. Обе фигуры обнажены и частично прикрыты тканью. У ног Плутона Кербер. Скульптура без постамента.
Необычный «мраморный гость» в окружении современных статуй музея Дом Бурганова — это композиция известного итальянского скульптора Паоло Трискорни «Похищение Прозерпины». Музейное пространство особенно. Здесь время исчезает, и статуи, разделенные веками, ведут свой безмолвный диалог. Этот разговор об искусстве парковой скульптуры был начат в России еще в XVIII веке, когда парки Санкт-Петербурга и Москвы были украшены многочисленными беломраморными композициями итальянских мастеров. Именно тогда в Москве появилась эта замечательная скульптурная группа. Она была украшением паркового ансамбля усадьбы в Кунцево, владельцем которой был купец К. Солдатёнков.
Сюжет из «Метаморфоз» Овидия «Похищение Прозерпины» в искусстве европейского барокко был необычайно популярен. Фигуры Плутона и Прозерпины, созданные итальянским скульпторам Лоренцо Бернини (1621-1622), украшают Галерею Боргезе в Риме. Композиция французского скульптора Франсуа Жирардона (1677-1699) установлена в Версале. Композиция, вторящая итальянской классике, была изваяна русским скульптором Василием Демут-Малиновским (1779-1846) в 1811 году для здания Горного института в Санкт-Петербурге. Эту блистательную плеяду продолжает итальянский скульптор Паоло Андреа Трискорни (1757-1833) — автор композиции «Похищение Прозерпины», хранящейся в Доме Бурганова. Композиция отличается мощью и динамичным движением, напряжёнными формами и телесной чувственностью. Зритель буквально ощущает чувственность жеста Плутона, а натуралистическое исполнение тела Прозерпины поражает своей виртуозностью. Композиция необычайно пространственна. Каждый ее ракурс дает новое прочтение, другой силуэт, иной акцент на детали — выразительные складки, развивающиеся волосы, мощные руки.
К сожалению, годы не пощадили эту замечательную композицию. В музейное собрание Дома Бурганова она попала, уже имея многочисленные утраты. Но даже с ними являет собой выдающийся образец итальянской скульптуры рубежа XVIII–XIX вв.
Классическое произведение в музее современной скульптуры не стоит особняком, напротив, «специфика этого музея, — говорит А. Н. Бурганов, — состоит в диалогах скульптур».
Историческая справка
Автором скульптурной группы «Похищение Прозерпины» из усадьбы Кунцево, как и многих других шедевров, привезенных в Россию из Италии, был итальянский скульптор Паоло Трискорни. Он создавал мраморные статуи для парков и дворцов Санкт-Петербурга и Москвы. В Петербурге его мастерская располагалась на Гороховой улице. В 1818 году Трискорни открыл в Москве вторую мастерскую.
Среди наиболее известных работ П. Трискорни – «Львы» перед Военным министерством в Санкт-Петербурге (1810 г.), воспетые А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»; два бюста императрицы Екатерины II, из коллекции А. Бобринского; две мраморные группы в Зимнем дворце «Амур и Психея» и «Диана и Актеон», двухфигурная композиция
из мрамора и фигура «Плакальщицы» в Шереметьевском Останкине.
Архитектор Кваренги пригласил П. Трискорни украсить здание Конногвардейского манежа. Выбор пал на фигуры «Кастора» и «Полидевка». В 1830 г. вместе с Пименовом и Демутом-Малиновским он работал над скульптурами Александринского театра. Интересно, что Демут-Малиновский
в 1808 г. исполнил для ансамбля Горного института в Санкт-Петербурге скульптурную группу «Похищение Прозерпины», так что сотрудничество-соперничество двух великих мастеров продолжалось несколько десятилетий.
Возможно, статуи кунцевской усадьбы и «Похищение Прозерпины» вышли из петербургской мастерской Трискорни. Скульптура «Похищение Прозерпины» отвечала духу своего времени. Темой скульптурных композиций в XVIII веке были разнообразные мифологические сюжеты. Согласно древнегреческой легенде Прозерпина (латинская форма имени греческой богини подземного царства и плодородия Персефоны, дочери Зевса и Деметры) была похищена Аидом, который сделал ее своей женой. Этот сюжет вдохновлял многих художников.

Демут-Малиновский. «Похищение Прозерпины»
1808 г. для ансамбля Горного института в Санкт-Петербурге

Лоренцо Бернини Похищение Прозерпины. 1621–1622 гг.
Глядя на эту скульптурную группу, не оставляет ощущение фантастического перевоплощения. Вдруг из целого куска мрамора возникает обнаженные фигуры мифологических героев. Скульптурная группа поражает своей динамикой
и выразительными ракурсами, характерными для скульптуры стиля барокко. Она прекрасно смотрится с разных точек зрения. Активно работают складки одежды и струящиеся волнами волосы, добавляя композиции экспрессии. Хочется отметить великолепное отношение мастера к мрамору. Можно видеть очень деликатную работу с камнем: изысканную моделировку складок и волос, сочную пластику фигур.
Статуя «Похищение Прозерпины», по преданию подаренная Екатериной II Льву Нарышкину, в начале 1990-х годов
в неохраняемом, пришедшем в запустение парке бывшей усадьбы была сброшена с пьедестала и разбита на куски.
К А. Н. Бурганову обратился А. Власов с просьбой «приютить» статуи ради их спасения. В старом заброшенном парке кунцевской усадьбы группа энтузиастов собрала все те осколки, которые остались от некогда великолепного творения Паоло Трискорни. Не удалось найти отбитые головы, руки, другие детали. Но даже в таком состоянии статуи впечатляют своим высоким стилем и художественным строем.
Так скульптура оказалась в собрании музея » Дом Бурганова». В 2024 году памятник был отреставрирован и сейчас украшает внутренний двор музея.
Вам так же может быть интересно посетить виртуальную выставку «Кони. Образ Италии»
Приглашаем Вас присоединиться к нашему телеграмм-каналу