История

Музей, посвященный искусству скульптуры, —  яркая отличительная особенность культурного облика многих европейских столиц. Как правило, все они освещены именами великих скульпторов. Во Франции — это музеи О.Родена и А.Бурделя в Париже, в Швеции — музей К.Миллеса в Стокгольме, в Норвегии — музей Г.Вигелланда в Осло, в Германии — музей В.Лембрука в Дуйсбурге.

Эти музеи выросли из творческих мастерских и мемориальных домов и превратились в значительные культурные центры.

Московский государственный музей «Дом Бурганова» создан  постановлением Правительства Москвы от 30.01.2001 г. № 92-ПП как государственное учреждение культуры. Основу собрания музея составили произведения народного художника России, действительного члена Российской академии художеств А.Н.Бурганова, принесенные художником в дар городу.  Одновременно, Александр Николаевич подарил Москве здание по адресу Большой Афанасьевский пер., 15, стр. 9.

Впоследствии музею было передано Постановлением Правительства Москвы здание по адресу Большой Афанасьевский пер., д. 17 стр. 1, находившееся на тот момент в руинированном состоянии (фото).

Александр Бурганов сам разработал  художественный  проект экспозиционно-выставочной галереи «Пегас» и осуществил восстановление здания за счет собственных средств.

Архитектура музея неотделима от скульптуры и являет общее с ними художественное, композиционное, смысловое пространство. При этом само здание музея резко контрастирует с окружающей городской застройкой, выделяясь структурой, образным строем, фактурами поверхностей.

В 2001 – 2005 происходит процесс создания основной экспозиции музея в галерее «Пегас» и под открытым небом – на трех площадках: Малый двор, Большой Двор, Музейный садик.

Особенностью музея «Дом Бурганова» является также действующая мастерская скульптора. Здесь, на глазах у посетителей музея, был создан целый ряд крупных монументальных произведений Александра Бурганова – его памятники и монументальные композиции, скульптуры для парков и фонтанов для России и Бельгии, Америки и Германии. Создание скульптуры стало, по сути, своеобразным музейным экспонатом. Возможность увидеть реальный творческий процесс и ощутить прикосновение к миру искусства стала тем потрясающим эффектом, который привлекает в музей множество зрителей, возвращающихся сюда множество раз.

здание на Б.Афанасьевском пер., д. 17 стр. 1 в момент передачи музею