Графика и живопись

Несмотря на то, что графическое наследие Александра Бурганова огромно и включает в себя множество рисунков, эскизных проектов, стремительных зарисовок-впечатлений и длительных композиций, сам художник считает, что начал заниматься этим видом искусства относительно поздно. Это случилось после поездки в Италию в 1980 году. Результатом встречи с Вечным городом стала серия больших по формату графических листов, выполненных тушью и пером. Именно с этого времени само отношение Александра Бурганова к графике изменилось. В его творчестве возникли два больших и равноправных мира – скульптура и графика. Они существуют неразделимо, взаимно дополняя друг друга. Порой одни образы существуют в двух ипостасях. Они складываются из тяжелых монолитных форм и виртуозных стремительных линий. Из материальности скульптуры образы переходят в эфемерность языка графики. Это синтетическое соединение предстало явлением столь органичным и естественным, что выделилось как самостоятельный личностный стиль этого автора в искусстве.

Серии «Италия» и, возникшая позже, «Испания» продолжают жить и развиваться во времени. Они сложились конечно под эмоциональным впечатлением от встречи с культурой этих стран, но менее всего представляют собой некий иллюстративный ряд или тот особый жанр, который порой называют «путевые заметки художника». Каждый лист — это своеобразный монумент, решенный по законам архитектоники и пластики, в композиции которого прежде всего отмечаешь распределение тяжести тональных пятен, ритма линий, особое выделение тщательно оберегаемого белого пространства листа. Кроме этого каждый лист отмечен особенным состоянием остановленного времени. В светлых легчайших серебристых штрихах, в глубоко-черных энергичных линиях, в растекшихся пятнах мы ощущаем темп и физически чувствуем жест руки мастера, порой едва прикасающегося к бумаге или неожиданно почти разрывающего сталью пера поверхность листа. Эта пластика графического языка стала определяющей в создании образов и характеров. Все они являют собой мир поэтических метафор. В них те же что и в скульптуре Александра Бурганова философские диалоги добра и зла, жизни и смерти, любви и страдания.

Александр Бурганов рисует непрерывно. Его рука, отчеркивая поля официальных бумаг, записных книжек, чертежей и проектов, бесконечно летает над листами, оставляя за собой то каллиграфические росчерки и знакомые профили, то виртуозные архитектурные композиции, то просто строки, исполненные мелким ровным почерком, которые смотрятся как прекрасные графические произведения, благодаря особым ритмическим связям, вынесенным вверх и вниз вертикалям, буквицам, нажимам пера.

Для Александра Бурганова суть графики настолько самодостаточна, что выражение ее почти не подчиняется общепринятым правилам. Формат листа для него — отчасти абстрактное понятие. Он может развернуть строки обычной биографии в пространстве зала так, что они становятся частью архитектуры, и биография, захватив часть здания, становится монументальной и фантастической. Он развешивает выставку рисунков на фасадах домов, создавая для этого графические листы огромного размера. Уже много лет художник работает в книжной графике. Но искусство книги в творчестве Александра Бурганова – явление совершенно уникальное. Он создал целую серию необыкновенных книг. Среди них произведения получившие мировую известность – огромная книга с бронзовой обложкой в виде двух профилей и с пустыми черными страницами, книги, состоящие только из иллюстраций, как «Азбука», или только из букв, разлетевшихся по страницам, складывающихся в строки и стихи, как «Книга Букв», рукописные и рисованные книги, в единичных тиражах.

Все это бесконечный мир графики Александра Бурганова, существующий самостоятельно и при этом неразделимо от того целостного явления каким предстает перед нами мир художника.

Некоторые графические работы из коллекции музея «Дом Бурганова» доступны на странице музея на портале «Музейная Москва онлайн» https://burganov.catalog.mos.ru/entity/OBJECT?fund=18

Некоторые живописные работы смотрите здесь https://burganov.catalog.mos.ru/entity/OBJECT?fund=35