Сфинкс — традиционная тема классического искусства. Согласно древнегреческой мифологии — это фантастическое существо, объединяющее торс красивой женщины с туловищем крылатого льва. Порожденный Ехидной Сфинкс почитался как магический хранитель священных мест. Наиболее известен миф о Эдипе, по которому Сфинкс располагался в окрестности Фив, подкарауливая путешественников, загадывая им загадки, затем пожирая их.
Эдип разгадал его загадку, и Сфинкс сам покончил собой, бросившись с утеса. Наиболее известные произведения искусства, посвященные Сфинксу, это Франогорийский расписной лекиф, живопись Энгра, Бёклена и замечательные стихи Оскара Уайльда.
В интерпретации Бурганова скульптура изображает полуфигуру прекрасной женщины с пышно развивающимися волосами, с прекрасным лицом, овеянной загадочной прелестью полуопущенных глаз. У нее прекрасные нежные руки. Приподнятая ладонь как будто ищет кого-то и ждет ответного прикосновения. Но не успели мы насладиться этим образом, как он исчезает, и вдруг мы видим, что что-то, что нам казалось женщиной, на самом деле — две отвратительные собаки, которые составляют ее тело. Эти чудовища развернули головы в разные стороны и сцепились в утробном рычании.
Какой парадокс, одновременно вы можете видеть и прекрасное женское лицо, разорванное как бы пополам, превращающееся в злых псов. Спины псов становятся плечами прекрасной женщины, их лапы превращаются в ее руки. Загадочный мир метаморфозы рождает одно превращение за другим.
Сложно однозначно заявить, какие чувства должна вызывать эта работа. Разнообразные символы и знаки — неотъемлемая часть скульптурных произведений Бурганова. Мысля философскими категориями, автор предложил нам модель мироздания, расколотую напополам. И как не ужаснуться тут от таких превращений. Красота рождает уродство, а безобразное поглощает красоту.
Неподвижный и, кажется, окаменевший Сфинкс не может стронуться с места, он врос в землю, не может помешать этому ужасному действу своего перевоплощения. Прекрасная античная героиня погружена в мертвый сон, ее волосы развеваются по ветру, превращаясь в безобразные морды псов,
Если говорить об ассоциативном ряде, то невольно напрашивается еще одно сравнение. Через всю скульптуру проходит трещина разрыва, она поднимается вверх и разрывает само лицо. Эта тема усиливает ощущение диссонанса и дисгармонии. Темные силы хаоса, раздирающие скульптуру, как бы выплескиваются наружу. Явленная красота лица разрывается, пугая нас предстоящим разрушением всеобщего мироздания. Изображение скульптуры, как сон, возникает то в одной, то в другой ипостаси, постоянно меняя перед нами свой образ.
«Сфинкс» рождает у зрителя слишком сложные чувства и, прежде всего, постоянное ощущение незримо присутствующего обмана или предстоящего трагического разрушения незыблемых идеалов. Перед нами яркий образ одного из символов апокалипсиса.
Скульптура была создана в 1995 году в бронзе, ее высота составляет 175 см. Это мифологическое произведение экспонировалось наряду с другими работами Александра Бурганова на выставке в Брюсселе на Монт-дез-Артс в 2004 году.