Из жизни скульптур Александра Бурганова. Часть 3

Сфинкс — традиционная тема классического искусства. Согласно древнегреческой мифо­логии — это фантастическое существо, объе­диняющее торс красивой женщины с тулови­щем крылатого льва. Порожденный Ехидной Сфинкс почитался как магический хранитель священных мест. Наиболее известен миф о Эдипе, по которому Сфинкс располагался в окрестности Фив, подкарауливая путешественников, загадывая им загадки, затем по­жирая их.

Эдип разгадал его загадку, и Сфинкс сам покончил собой, бросившись с утеса. Наибо­лее известные произведения искусства, по­священные Сфинксу, это Франогорийский расписной лекиф, живопись Энгра, Бёклена и замечательные стихи Оскара Уайльда.

В интерпретации Бурганова скульптура изображает полуфигуру прекрасной женщины с пышно развивающимися волосами, с прекрасным лицом, овеянной загадочной прелестью полуопущенных глаз. У нее пре­красные нежные руки. Приподнятая ладонь как будто ищет кого-то и ждет ответного при­косновения. Но не успели мы насладиться этим образом, как он исчезает, и вдруг мы ви­дим, что что-то, что нам казалось женщиной, на самом деле — две отвратительные собаки, которые составляют ее тело. Эти чудовища развернули головы в разные стороны и сце­пились в утробном рычании.

Какой парадокс, одновременно вы може­те видеть и прекрасное женское лицо, разорванное как бы пополам, превращающееся в злых псов. Спины псов становятся плечами прекрасной женщины, их лапы превращают­ся в ее руки. Загадочный мир метаморфозы рождает одно превращение за другим.

Сложно однозначно заявить, какие чувст­ва должна вызывать эта работа. Разнообраз­ные символы и знаки — неотъемлемая часть скульптурных произведений Бурганова. Мыс­ля философскими категориями, автор пред­ложил нам модель мироздания, расколотую напополам. И как не ужаснуться тут от таких превращений. Красота рождает уродство, а безобразное поглощает красоту.

Неподвижный и, кажется, окаменевший Сфинкс не может стронуться с места, он врос в землю, не может помешать этому ужасному действу своего перевоплощения. Прекрас­ная античная героиня погружена в мертвый сон, ее волосы развеваются по ветру, пре­вращаясь в безобразные морды псов,

Если говорить об ассоциативном ряде, то невольно напрашивается еще одно сравнение. Через всю скульптуру проходит тре­щина разрыва, она поднимается вверх и раз­рывает само лицо. Эта тема усиливает ощу­щение диссонанса и дисгармонии. Темные силы хаоса, раздирающие скульптуру, как бы выплескиваются наружу. Явленная красота лица разрывается, пугая нас предстоящим разрушением всеобщего мироздания. Изоб­ражение скульптуры, как сон, возникает то в одной, то в другой ипостаси, постоянно ме­няя перед нами свой образ.

«Сфинкс» рождает у зрителя слишком сложные чувства и, прежде всего, постоянное ощущение незримо присутствующего обмана или предстоящего трагического разрушения незыблемых идеалов. Перед нами яркий об­раз одного из символов апокалипсиса.

Скульптура была создана в 1995 году в бронзе, ее высота составляет 175 см. Это мифологическое произведение экспониро­валось наряду с другими работами Александ­ра Бурганова на выставке в Брюсселе на Монт-дез-Артс в 2004 году.