Из жизни скульптур Александра Бурганова. Икар

Из жизни скульптур Александра Бурганова. Икар

Композиция является частью скульптурного ансамбля, созданного Александром Бургановым к персональной выставке 1978 года. Скульптор обращается к сюжету античного мифа, послужившего темой многих изобразительных и литературных произведений. В основе его печальный миф о гибели героя и его мечты. Имя Икара стало нарицательным символом героического дерзания, поэтического порыва, безрассудного творческого вдохновения, полета, закончившегося трагическим падением.

В изображении А.Н. Бурганова миф приобретает совершенно иное звучание. Мы видим изображение Икара, который стремительно, вертикально падает вниз. Тело его исковеркано падением. Но вместо поэтичных крыльев, символизирующих творческий порыв, мы видим огромную муху, которая вцепилась в спину Икару и совершенно очевидно является причиной катастрофы.

Отчасти муха является здесь символом ангела смерти. На наших глазах происходит метаморфоза ангела света в ангела смерти.

Динамичный сюжет, повествующий о горении и стремлении достичь, во что бы то ни стало Солнца, прикоснуться к непостижимому, стал трагедией. Театр пластических образов А.Н. Бурганова на этот раз разворачивает перед зрителями во всей наготе картину героики и смерти.

Изобретательность скульптора и его незаурядный образ мыслей достигают в этой работе верха совершенства. Бурганов детально прорабатывает каждую пластическую форму, придавая ей выразительный силуэт. Он глубоко продумывает характер трактовки отдельных объемов, великолепно работает с фактурой. Конструктивный каркас передает строение крыльев мухи настолько естественно, что поражаешься наблюдательности автора. Сложная и динамичная структура представляет собой образ легких, почти воздушных в природе крыльев насекомого. Создать нечто подобное в скульптуре достаточно большого размера представляется очень сложным. Но скульптор перешел эту, казалось бы, запретную и невидимую человеком границу — грань умо­постижения природы, и создал весьма впечатляющую, необычайно легкую и вместе с тем монументальную структуру крыльев насекомо­го. Это тот самый индивидуальный язык пластики и композиции А.Н. Бурганова, выраженный в воплощении невозможного с легкостью преодоления бытия.

Эти крылья звучат в системе пластических образов скорбной но­той трагического падения Икара и одновременно являются одним из главных элементов композиции, которому скульптор придает особую выразительность.

Если внимательно рассматривать это произведение, то можно уви­деть, что крылья совершенно разные. Одно крыло целое, дающее воз­можность продолжить полет, которым еще можно цепляться за жизнь и за воздух. Другое крыло все изорванное, сквозит жалкими лохмотья­ми на ветру. Этот символ указывает на то, что падение героя неминуе­мо. Два крыла, как два символа жизни и смерти, предстают перед нами в своей работе, а между ними Икар, борющийся за то, чтобы выжить. Достаточно протянуть руку, коснуться неведомого — и ты повержен.

Автор нарочито подчеркивает анатомию человеческих мышц, что­бы еще более усилить впечатление ужаса, предчувствия приближаю­щейся смерти и падения. Каждая деталь этого произведения кричит, вопит и стонет. Истерзанному Икару предстоит погибнуть. Он бесси­лен перед судьбой, не может изменить ход событий и не в состоянии бороться за свою жизнь. Его история предрешена. Скульптор показы­вает нам жизнь и смерть в той самой пропорции, когда чаша весов кач­нулась в сторону безысходности.

Скульптура экспонировалась на высокой колонне, что создавало необычно эффектные ракурсы падающей фигуры. Вертикаль падения совмещалась с восходящей вертикалью взлета. Это сообщало компо­зиции героическое звучание, оттененное горечью безысходной утраты.

После выставки 1978 года скульптура «Икар» экспонировалась в Государственной Третьяковской галерее на персональной выставке художника в 1995 году. Здесь композиция была дополнена изображе­нием огромных пальцев руки, которые выходили прямо из-под земли и встречали падение героя. Их неожиданно крупный масштаб сообщал композиции новое объемно-пространственное звучание.

По своей технологии скульптура создавалась способом монтажа элементов, отлитых в обратную форму.

А.Н. Бурганов лепит не только пластическую форму, но создает эмоциональный образ на основе поэтических размышлений. Мы ви­дим не просто скульптуру. Это нечто более развернутое, пропитанное духовной силой, где все чувства и мысли автора выражаются в особом синтезе скульптуры, графики и поэзии. Особое созвучие трагедии Икара получили стихи, написанные самим скульптором.

Рука говорит — «Да».

Пламя свечи колеблется и говорит — «Нет».

Падающий свет говорит — «Завтра».

Глаз, направленный на Вас, говорит — «Сегодня».

Кто мы?

Поднимается ветер, мы взлетаем.

Там внизу осталось наше Детство…

Куда мы летим, что несет нас?

Этот ветер — Судьба.

Мы поднимаемся все выше и выше, пока не повисаем над землей без движения.

Здесь, наверху, нам дано на краткое мгновение увидеть жизнь в целом. Мгновение неизведанной ранее боли.

И вслед за ним — тошнотворная неизбежность падения.

Муха говорит — «Так и следовало ожидать.

Вот они были. Вот они исчезли».

Но в падении перед самой землей мы находим в себе Силы превратиться в скульптуру.

Скульптура молчит.

Она неподвижна.

Она вечна.