Из жизни скульптур Александра Бурганова. Букет

Из жизни скульптур Александра Бурганова. Букет

Скульптура является своеобразным гимном красоте, жизни, молодости и искусству. Об­разный язык метафор превращает одну фор­му в другую, рождая разнообразные ассоци­ации. «Букет» представляет собой гармонич­ное скульптурное произведение, которое всегда раскрывается для зрителя в неожи­данно новом ракурсе. Скульптура выполнена в классической манере из полированной бронзы. Обладая индивидуальной манерой создания подобных образов, Александр Бур­ганов изобразил традиционный для понима­ния сюжет «Букета» в несколько неожидан­ном ракурсе. Романтический образ, создан­ный скульптором, представляет собой прекрасный букет цветов, вырастающий из жен­ской фигуры. Несмотря на соединение в единое целое разных скульптурных фраг­ментов, произведение обладает удивитель­ной цельностью и выразительностью. Тема «Букета» не раз вдохновляла авто­ра. В этих творческих поисках скульптура ча­сто возникает как образ вечно цветущего де­рева жизни. Импульсом для создания ряда самостоятельных скульптурных произведе­ний стало известное произведение «Война и мир», которое экспонировалось на выстав­ке московских художников в Москве на Куз­нецком мосту в 1980 году. Эта работа была закуплена известным немецким коллекцио­нером, основателем нескольких крупных му­зеев в Германии Питером Людвигом. В композиции «Война и мир» художник представил пять небольших женских фигур, которые гуляют в воображаемом райском саду. Одна из них, представляющая собой расцветший букет, послужила прообразом создания отдельной композиции. Очевидно, что мотивом для создания та­кой скульптурной формы послужило отчасти и античное классическое наследие. Именно в нем скульптор нашел ключ к разгадке зако­нов гармонии, которой наполнено произведение. Как и античная колонна, скульптурное произведение имеет трехчастную форму, ко­торую можно перефразировать так: база ко­лонны — пьедестал скульптуры, ствол — жен­ская фигурка и капитель — букет. Индивидуальные авторские ассоциации современной скульптурной формы с ко­ринфской колонной дают новые варианты прочтения античности. В этой работе по-но­вому прочитывается легенда о возникнове­нии коринфской капители, но созданной уже не античным, а современным творцом. Букет расцветает листьями лавра, аканта и разны­ми цветами. Листья, волюты и цветы, соеди­ненные в букет, становятся зрительным про­должением рук, плеч, шеи и головы прекрас­ной женщины. Струящиеся складки одежды и их мягкая моделировка рождают воспоми­нания о зыбком волнении моря на побере­жье Адриатики. Чувство молодости, весны, расцветающий пышным многоцветием бу­кет подчеркиваются в работе нежной моде­лировкой трепетно спадающих по изящной женской фигурке складок одежды.

Сам скульптор отзывается о своей рабо­те так: «Как бы ни была сложна и тонко смоделирована форма, в ней всегда можно уз­нать то самое простое, из чего она состоит. Еще древние греки называли этот незримый феномен скульптурной формы, преобража­ющий прекрасное человеческое тело в пре­красную статую, словом “архитектоника”, что можно перевести как “искусство стро­ить’’». Статуя «Букет» действительно выстро­ена искусно и с особой чувственностью.

Творческие работы автора, объединен­ные темой «Букет», были опубликованы: в книге Н.Н. Головановой «А.Н. Бурганов» (Л., «Художник РСФСР», 1985), в каталоге выставки «Александр Бурганов. Скульптура Графика» (М., 1982), в «Азбуке Музея. Театр скульптуры Бурганова» (М., Московский го­сударственный музей «Дом Бурганова», 2003) и других.