Из жизни скульптур Александра Бурганова. Воскресный день

Из жизни скульптур Александра Бурганова. Воскресный день

Скульптура представляет собой своеобраз­ный пример многофигурной композиции. Вокруг центрального сюжета, изображаю­щего трагическое падение Икара, помещены присутствующие при этом событии еще де­вять фигур. Среди них случайные прохожие разных возрастов, птицы, предметы. Все эти фигуры связаны единовременным присутст­вием в пространстве некоего происшествия. Но все они обладают удивительным свойст­вом — полным безучастием к происходяще­му. Это достигнуто особым композиционным приемом — превращением трехмерного пластического пространства в условную двух­мерную структуру. Перед нами решетка и внутри каждой клетки находится изолиро­ванный персонаж. Все они изображены в со­стоянии повышенного внутреннего движе­ния, но при этом отгорожены друг от друга. Все они присутствуют при трагическом со­бытии падения, но не замечают его, безуча­стны и даже безразличны к нему. Само название этого произведения — «Воскресный день» — отводит зрителя от главного собы­тия. Автор показывает нам мироздание, в ко­тором трагедия и радость, повседневность и провидение, жизнь и смерть существуют вместе.

Поражает экспрессивность лепки, гро­теск, символизм образов. Каждая клетка, являясь частью целого, представляет собой са­модостаточную замкнутую композицию. На фоне четкой и геометрически правильно расчерченной структуры рамы возникает разномасштабность фигур. Благодаря этому приему скульптору удается достичь пространственности и повествовательной вырази­тельности.

Образный язык, которым говорит со зри­телем автор, всегда весьма красноречив. Рама выступает в отдельных произведениях скульптора как особый пластический символ, выразительная пространственная структура. Каждая деталь кричит из замкнутого прост­ранства рамы. Перед нами предстает чело­веческая жизнь, стиснутая, почти задавлен­ная рамками обстоятельств, судьбы, време­ни. Из них невозможно вырваться, даже если на глазах происходит трагедия.

Каждая фигура имеет свой пластический ключ изображения, есть плоские силуэты — как бы тень от человека, есть маленькие фи­гурки, стоящие на краю чаши жизни, — имен­но так можно назвать литургический потир, расположенный на рамке решетки. Здесь возникает удивительный эффект ощущения одиночества в толпе. Особым контрастом смотрится жест протянутой руки, которая рвет двухмерное пространство и острием обращается прямо к зрителю или Богу. Эта попытка вырваться из невыносимой прегра­ды рамы, из условного пространства невероятного отчуждения, замкнутости жизни — одна из главных эмоциональных тем компо­зиции.

В произведении «Воскресный день» Александр Бурганов смог создать своеоб­разную вселенскую модель человеческой жизни, разбитую на отдельные судьбы. Ху­дожник приоткрыл божественную завесу и показал людям общую картину мира, где каждый живет в своем ограниченном прост­ранстве.