Из жизни скульптур Александра Бурганова. Урна (Ваза)

Из жизни скульптур Александра Бурганова. Урна (Ваза)

 

Скульптура «Урна» относится к неоклассическому направлению в творчестве А.Н.Бурганова. Традиции древней скульптуры дали художнику импульс для развития новой творческой темы. «Урна» представляет собой портрет молодой женщины. Голова установлена на постаменте классической формы, волосы убраны цветами и листьями.

Портрет на наших глазах развивается в разных планах. Возникают смещенные профили, перевитые растительными элементами. Их завитки превращаются в губы, и одна часть лица как будто бы целует другую. В этом скульптурном произведении, как и во многих других работах А.Н. Бурганова, возникает целая серия фантастических превращений. Внутри самого портрета происходят какие-то неведомые зрителю события. Кажется, что он оживает на наших глазах, превращаясь в мистически завораживающее зрелище.

Это произведение является неким магическим портретом. Урна — вещь, безусловно, функциональная, но ведь это не просто хранилище пепла, это, прежде всего, вместилище души. Идея магической классики раскрывается в этом портрете. Здесь классика выступает как завершение, аранжировка магической скульптуры. Урна чудесным образом преображается в портрет. Происходит заострение темы. Это портрет, и в то же время вещь, связанная с литургией смерти. Неожиданное и особенное соединение прекрасного молодого лица и смерти в одном сюжете.

Скульптура была опубликована в книге А. Бурганова «Скульптура» (М., 1988), в «Азбуке Музея. Театр скульптуры Бурганова» (М., Московский государственный музей«Дом Бурганова», 2003) и других. В некоторых изданиях эта работа была названа «Ваза».