Выставка Музы

Выставка Музы

Муза музея. 1999 г.

Музы — спутницы Аполлона в изобразительном искусстве появляются в период античности.  Они — дочери Зевса и Мнемозины — богини памяти.  Каждая из них имеет собственное имя: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Урания, Талия, Полигимния и каждая наделена определенными атрибутами, указывающими на сферу ее покровительства.

 

Уже в ранний период в искусстве сложились устойчивые композиционные схемы, которые практически неизменными дошли до нашего времени. Наиболее распространенные среди них –Поэт и Муза, Аполлон в окружении Муз, Муза и Художник.

Композиция «Поэт и муза» особенно характерна для искусства романтизма. Знаменитый портрет Пушкина, созданный  Кипренским, отражает эту тему. Рядом с поэтом – скульптурное изображение музы с лирой в руках.

Александр Бурганов продолжает эту классическую линию, соединяя в галерее «Люди-легенды» портреты наших великих соотечественников, составивших славу русской культуры – Тарковского, Нуриева, Бунина, Ростроповича и образы муз.

Выставка Музы

Муза цветущего дерева. 2002 г.

Выставка Музы

Муза ожидания. 2002 г.

Выставка Музы

Муза полуденного солнца. 2002 г.

Их имена непривычны для прилежного читателя легенд и мифов Древней Греции. Музы «Полуденного солнца», «Ожидания», «Цветущего дерева», «Нечаянной радости», «Вечерней звезды» — явно персонажи некой иной легенды. Скульптор, создавая внутри городского пространства новое мироздание, ставит эти величественные образы в его стену как краеугольные камни. Стена эта, увенчанная в навершии фигурами муз и состоящая из сквозных арок, конечно эфемерна как преграда, но крепка, устойчива своей духовной силой. Созидание такого идеального пространства, как и сотворение мифов средствами архитектурно-скульптурной пластики явление совершенно необходимое для гармонизации и одухотворения городской среды.

 

Еще один тип композиции – Музы на Парнасе. Здесь Аполлон играет на лире, ему вторят музы, играя на различных музыкальных инструментах, взлетает крылатый Пегас, музы танцуют перед поэтами и художниками. Такие композиции были особенно развиты в эпоху Возрождения. Например в   Станцах Рафаэля в композиции «Парнас» в обществе муз и  Аполлона можно  увидеть Данте и  Гомера, Вергилия и Петрарку, Сафо и Горация. Именно эту тему развивает скульптор в рельефах, созданных для библиотеки им. Боголюбова.

Выставка Музы

Лето. Масштабная модель к рельефам библиотеки им. Боголюбова. 2003 г.

 

Выставка Музы

Пегас и музы. Масштабная модель к рельефам библиотеки им. Боголюбова. 2003 г.

 

Выставка Музы

Живопись. Масштабная модель к рельефам библиотеки им. Боголюбова. 2003 г.

Здесь Эвтерпа играет на двойной флейте, преклонила колени  Талия, держащая в руках театральную маску, взмахнула покрывалом строгая Полигимния – муза священных гимнов.

Совершенно неожиданный образ музы создан А. Бургановым для Дома музыки.  Ее фигура, имеющая вполне антропоморфные пропорции, составлена из пары изогнутых дек с колками и видоизмененных деталей некого духового музыкального инструмента, заворачивающихся струю. Она абстрактна и бестелесна, так же, как бестелесна музыка, — говорит скульптор.

Муза.  Модель для Дома музыки. 2002 г.

Муза.  Модель для Дома музыки. 2002 г.

Выставка Музы

Муза. Медаль «Российская академия архитектуры и строительных наук». 1998 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аллегорические образы муз наделены крыльями.  Тему крыла как символа потенциального возвышенного поэтического полета часто развивает А. Бурганов, наделяя трепещущими крыльями изображения муз.