Виртуальная выставка «Суровый стиль».

Александр Бурганов вошел в профессиональную художественную жизнь в период расцвета «сурового стиля» – одного из самых выразительных направлений русского изобразительного искусства, в плеяде таких выдающихся мастеров как Николай Андронов, Павел Никонов, Виктор Попков, Таир Салахов.  Известность пришла к скульптору сразу после окончания знаменитой Строгановки, когда молодой выпускник представил на Всесоюзной выставке в Манеже композицию на тему освоения целинных земель.

Виртуальная выставка "Суровый стиль".

Обретение нового художественного стиля в творчестве 1960-х гг. было стихийным и возникло сразу в нескольких направлениях. Оно началось в литературе. Интеллектуальным центром общества стал журнал «Новый мир». Были опубликованы произведения Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Александра Солженицына.  Василь Быков, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Владимир Астафьев принесли новое слово о войне, создав трагические и драматические образы новых героев, чья воля и нравственность стали залогом преодоления страшных верст войны.  «Простые люди», горстка безымянных солдат, иной раз боец-одиночка, стоя насмерть опрокидывали движения армий, переворачивали ход военных действий, или погибали, не успев сделать ничего, но все-таки встав на пути стихии.  Жестокая правда предъявила искусству новую нравственно-философскую проблематику. Ее были пронизаны не только произведения, связанные с военной темой, но и с мирным трудовыми буднями, с простой повседневной жизнью. Выросло поколение, чье отрочество пришлось на военные годы, а максимализм юности совпал с оттепелью.

Виртуальная выставка "Суровый стиль".

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в искусстве появились новые темы, созвучные литературе и драматургии – темы отражения правды жизни русской провинции и простого народа.  Появились новые герои. Геологи, строители, пахари, рабочие стали центральными фигурами произведений изобразительного искусства. Образы были доведены художниками до символических значений. Героизация будней стала общим лейтмотивом шестидесятников. Персонажи «Плотогонов» Николая Андронова, «Строителей Братской ГЭС», Виктора Попкова, «Целинников» Александра Бурганова объединяют новые выразительные художественные приемы, ставшие отличительным признаком «сурового стиля». Композиции даже небольших размеров трактованы монументально и декоративно. Обобщенные, лаконичные формы, подчеркнутая архитектоника объемов, выверенные четкие силуэты.  Возникло новое ощущение мироздания и своего места в нем. Художники открыли для себя историю и культуру своей страны. «Оттепель» так же принесла возможность и соприкосновения с подлинниками шедевров мирового искусства.

Виртуальная выставка "Суровый стиль".

В композициях А.Бурганова «Прощание. Добровольцы», «Молодая семья», «Мать», «Рабочий. Нефтехимический комбинат» романтический и суровый мир новых идеалов представлен безымянными героями нового времени с точеными формами обветренных лиц и сильными руками. Как иконописные образы они объединены темой предстояния перед временем, перед судьбой, глядя вперед поверх голов зрителей, широко раскрытыми глазами. Тема русской культурной традиции, претворенная новым пластическим языком, представлена Александром Бургановым в станковых произведениях «Девочка с курицей», «Девушка из Вологды», «Старый рабочий» и в монументальной композиции «Деревня. Весна». Обобщенная символическая женская фигура с молитвенно воздетыми руками стоит в известной иконографической позе Оранты. На ее груди раскинулся деревенский пейзаж – дом, пашня, пасущиеся кони, отдыхающий крестьянин. Маленькие объемные фигурки своими размерами подчеркивают монументальность и вселенскую всеобщность матери-земли, замершей в извечной позе Богоматери. Тема бескрайних и безмолвных пейзажей, столь характерная для творчества художников сурового стиля, прозвучала здесь особенно остро. Деревня, лежащая на груди Богородицы-Оранты, смотрится с необычного ракурса – с «птичьего полета» – из космоса. Время и пространство здесь раздвинулись и стали бесконечными.  Сама фактурная поверхность скульптуры, отлитой «в землю» из меди – рваная и шероховатая, отражает излюбленные художественные приемы «шестидесятников», культивировавших монохромность и аскетизм внешней составляющей своих произведений. Несмотря на общеизвестную декларацию о пространственности скульптуры, тема пейзажа, за исключением небольших рельефов и медальерной пластики, практически не выражена в этом виде искусства. Поэтому, очевидны, новаторские приемы Александра Бурганова, сумевшего найти индивидуальное решение в масштабном отражении пейзажных далей средствами скульптуры. 

 

Виртуальная выставка "Суровый стиль".

В одном ряду с северными пейзажами Петра Оссовского и черными избами Игоря Обросова стоит еще одно произведение Александра Бурганова – «Кибитка в степи». Образ, абстрагированный до феномена формальных и простых форм, создает впечатление вечности и безразмерности степных далей, соединенных с монотонным пением, спрятанного внутри кибитки человека, и однообразным скрипом колес. В этом произведении А.Бурганов скупыми средствами пластического языка сурового стиля отразил философию диалога человека и бескрайней вселенной. Еще одна выразительная работа этого периода, созданная Александром Бургановым в поисках новых выразительных средств для решения сложных задач передачи пространства и пейзажа – «Дом». Скульптору удалось создать «портрет» символа эпохи – «хрущевки» – типового панельного дома.  Такие дома были построены практически во всех городах и крупных населенных пунктах и для миллионов стали в определенный период символом счастья. Здесь он впервые применил новый композиционный прием «решетка», развившийся позже в особенно популярные во второй половине ХХ века решетчатые структуры. Коробка дома представлена в разрезе. Зритель видит дом насквозь. Фигуры людей занимают все пространство клеток-ячеек. Лица их стерты.  В одинаковых домах живут одинаковые люди. Этот обостренный штрих делает «Дом» портретом всей страны.

Новый стиль проявился во всех областях художественного творчества. К этому периоду относятся такие выразительные монументальные произведения, как огромная мозаика Н. Андронова, А.Васнецова, В. Эльконина «Октябрь» (Москва) и скульптурные произведения А.Бурганова – композиция «Россия молодая» (Москва), установленная возле здания Центрального дома художников на Крымском валу и «Птица», ставшая эмблемой Дома кинематографистов (Москва).

Минималистическая и аскетичная архитектура 60-70 годов предъявила новые условия для синтеза искусств, органично приняв только те произведения, которые говорили на таком же аскетичном языке лаконичных и крупных форм. Особое значение и ценность приобрела графика. Новое звучание получили такие ее формы, как натурные зарисовки и подготовительные рисунки. Виктор Иванов, Александр Бурганов, Петр Оссовский представляли на выставках подготовительные рисунки наряду с законченными произведениями в материале.  В условиях обретения истиной правды о русской провинции, декларированной ведущими мастерами сурового стиля, такие рисунки стали не только демонстрацией высокого мастерства и метода работы над произведением, но также воспринимались как документ эпохи.

Программными произведениями Александра Бурганова, подведшими итог суровому стилю стали «Горбун», мощная монолитная, лишенная какой бы то ни было миловидности «Беременная», стоящая неподвижно прямо как колонна-опора, уронив тяжелые руки, и трагическая «Смерть шахтера», ставшие олицетворением России. Наделенные всеми характерными признаками искусства этого периода – монументальностью и обобщенностью форм, напряженным обращением сквозь время.  Они несут ту не приукрашенную правду о России, которую аккумулировали в своих произведениях, Гелий Коржев и Николай Андронов, Георгий Бакланов и Константин Воробъев, Алексей Арбузов и Виктор Розов. Отчасти это была своеобразная оппозиция официальному искусству, с его помпезно-праздничными темами и идеальными героями. Героев Александра Бурганова объединяет один неуловимый жест – поднятое вверх лицо, взгляд, обращенный в небо. Фигура «Беременной» поражает своей мощью. Монолитная, лишенная какой бы то ни было миловидности, она стоит неподвижно прямо как колонна-опора, уронив тяжелые руки. Прямые складки простого широкого облачения выглядят как прямые вертикали канелюр, что еще более подчеркивает монументальность форм. Появление «Горбуна» было встречено как откровение. Сначала с этим произведением и его вариациями в скульптуре и графике знакомились под сводами мастерской Александра Бурганова, которая, возникнув, спонтанно стала своеобразным культурным центром, где встречалась творческая молодежь. Через десятилетие после создания «Горбун» был представлен на выставке. Это произведение пошатнуло миф об идеальной жизни и идеальном герое, предъявив страшный образ правды и той стороны реальности, которая прежде совершено отсутствовала искусстве. Как-то сразу к «Горбуну» прикипело еще одно название «Россия», что говорит о том значении, каким стало для общества это произведение.

Новый герой Александра Бурганова, представленный им в период сурового стиля, не ликующий триумфатор, но созидатель, сконцентрировавший внутреннюю волю, взявший на себя ответственность выстроить прекрасное здание мирового бытия, исполненное гармонии с нулевой отметки. Это строитель мира – человек-творец, преодолевающий непознанную и не укрощенную стихию – космос и недра земли, целину и тайгу. В бытовых сценах и в трудовых буднях новые герои подобны богам. Время остановилось. Купание ребенка, ужин в тесной бытовке, при свете тусклой лампы, сцены материнства, портреты – все исполнено выразительной эпической силой. Кажется, что само действие, всякое движение остановлено. События и их участники, покинув бренность и суету бытия, шагнули в вечность.