История

Произведения античного искусства  в большинстве своем кочевники. Из века в века они блуждают по странам и континентам.  И лишь немногие из них не покидали изначально предопределенного места. Но большая часть памятников, которых можно условно объединить в некое  Всемирное  античное собрание,  путешествовала, меняя владельцев из века в век. Особенно это касалось керамики, отправлявшейся в путь прямо из керамических мастерских. Сегодня довольно сложно проследить все линии этих перемещений. Относительно системная  фиксация биографий отдельных памятников началась только в XIX веке в период формирования больших разделов античности в крупных  музейных собраниях.

Именно в этот период фраза — Античность как колыбель европейской цивилизации,  стала восприниматься буквально. Каждая страна стремилась хранить эту колыбель в своем доме как воспоминание  о собственном детстве, сопряженном с общеевропейским  мифом, как символ собственной идентичности,  как эталон  культурной модели. И в настоящее время, в начале  XXI века движение произведений античного искусства не останавливается. Формируются новые коллекции, трансформируются старые, ставшие уже историческими, своды памятников. Собраниями антиков гордятся музеи Германии, Великобритании, Франции, США, Бельгии, Венгрии, Австрии, Италии, Польши, России, Дании и др.  Все они  очень разные. Некоторые из них грандиозны по масштабам, другие невелики, но не менее значимы. Именно такой небольшой по численности раздел античного искусства хранится в Московском государственном музее «Дом Бурганова».

Коллекция объединяет 46 единиц хранения предметов скульптуры и керамики большого временного диапазона – от 13 до 2 веков до н.э.

Первоначально эти предметы входили в частные собрания Л. Росса, Ф. фон Коллера, Доров-Магнус, Э. Герхарда, П.А. Сабурова, но, начиная с 30-х  годов XIX века поэтапно были включены в  Берлинское античное собрание, которое к тому времени уже имело значительную коллекцию с двухсотлетней историей.

Период Второй Мировой войны стал трагическим  для Берлинского античного собрания. Судьбы произведений искусства, которые оказывались на территориях, пострадавших от военных действий сходны с людскими, и сведены порой к двум словам: жизнь и смерть.   Та часть античного  собрания, которая находились в бункере, располагавшемся в районе Берлинского зоопарка, была взорвана перед наступлением советской армии. Другая, очевидно распределенная по иным подземельям и хранилищам, до сих пор не выявлена в полном объеме. При утрате топографических и учетных документов сделать это практически невозможно.

И все-таки у целого ряда памятников счастливая судьба. Они выжили.  Их обошел огонь пожарищ,  они прошли сквозь череду испытаний и годы забвений.  Среди них и произведения из античного собрания Дома Бурганова,  привезенные в Россию в 1946 году.  Очевидно, что часть из них достоверно происходит из Берлинских государственных музеев, о чем свидетельствуют сохранившиеся на некоторых предметах инвентарные номера, другие опознаны по  довоенным публикациям.

Организация вывоза памятников истории и культуры осуществлялась по специальному постановлению Государственного  комитета обороны[i] при непосредственном участии сотрудников Комитета по делам искусств СССР и Комитета по делам Культпросветучреждений РСФСР,  Главного архивного управления, Академии наук СССР. Среди представителей этих учреждений были выдающиеся ученые и деятели культуры: И. Грабарь (АН СССР) А. Белокопытов (МХАТ), проф. В. Блаватский (Зав. Сектором античности Института истории АН СССР), А. Чегодаев (ГМИИ), В. Климов и Б. Копцов (ГТГ), проф. В. Лазарев (МГУ),  М. Рудомино, (Библиотека иностранной литературы),  Н. Поздняков, (Политехнический музей). С 6 мая 1945 года специалисты начали работать в Берлине, проводя первичную обработку и учет собранных разрозненных и пострадавших предметов. Начиная с марта 1946 года культурные ценности эшелонами отправлялись в СССР.

Необходимо отметить, что предметы античного искусства прибывали в Россию в самом разном состоянии. Известно, что большая часть античной коллекции, прибывшая в ГМИИ,  находилась в совершенно руинированном виде. Л.И. Акимова, заведующая сектором античного искусства и археологии ГМИИ им. Пушкина вспоминала первую встречу с этими предметами: «… пришли 18 сырых ящиков, в которых были пакеты с вещами, завернутыми еще в немецкие плакаты и газеты. Бронза, керамика, кость — все было в грязи, чувствовалось, их загребали лопатами. Все было изуродовано, разбито, обрызгано смолой — десятки тысяч обломков». Восстановление хотя бы фрагментов античной керамики из этих осколков идет в ГМИИ и в настоящее время.

Большая часть предметов античной коллекции была передана Комитетом культпросветучереждений  в Государственный Исторический музей.  К 1953 году научными сотрудниками музея был завершен учет и проведена общая систематизация новообретенных произведений.  Произведения, входящие в настоящий момент в собрание античности Дома Бурганова попали в список объектов, «не имеющих интереса для ГИМ и подлежащих передаче в другие организации и учреждения»[ii].

В числе других организаций в ГИМ обратилось Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), так как к тому времени в Строгановском училище уже находились предметы из Берлинской античной коллекции, переданные туда в 1946 году.  С ними работала комиссия, возглавляемая профессором Блаватским. В запросе в Музейное Управление Министерства культуры РСФСР было сказано:  «Нуждаясь в учебных пособиях, Московское высшее художественно-промышленное училище (б.Строгановское) просит выделить возможное количество предметов художественного металла и бронзы из числа поступивших в Государственный исторический музей в 1945-46 гг»[iii].

Просьба была удовлетворена — памятники обрели новое место. Бывший студент, а впоследствии преподаватель Строгановского училища Л. Холмянский вспоминал: «Здание небольшое. Рекреация первого этажа была перекрыта, и там размещался музей, где регулярно проходили занятия. <…> Вдоль стен стояли стеклянные витрины, а в них среди прочего — чудесная античная керамика, привезенная в известное время из Германии. За узким, занимавшим всю среднюю часть длиннющего помещения столом обычно велись занятия. <…> Единственным человеком, без устали трудившимся, был реставратор по фамилии Каримов. Много лет он склеивал из кусочков дивные античные  вазы…»[iv].

Около полувека античность из трофейных эшелонов, пребывая в безвестности,  служила учебным пособием, переживала бессчетное количество прикосновений. Произведения выдавались на занятия. По этим образцам студенты учились снимать размеры, копировать, разбираться в стилях.

Новые перемены в  судьбе памятников  произошли в 2001 году, когда заведующий кафедрой Монументально-декоративной скульптуры предпринял попытку провести  научные исследования и реставрацию небольшой части этого фонда.   С этой целью 46 предметов из Строгановского училища  были переданы в «Бурганов-Центр».  Для атрибуции коллекции, из ГМИИ им. А.С. Пушкина, обладающего выдающимся собранием античного искусства,  были приглашены ведущие специалисты   О.В. Тугушева и Л.И. Акимова. После проведенных исследований стало ясно, что большинство предметов происходят из Берлинского античного собрания. Пелена забвения была отброшена, маска анонимности снята. Стало очевидно, что собрание имеет государственное значение, и коллекция незамедлительно была переведена в основной фонд Московского государственного музея «Дом Бурганова».  Понимая, что лучшей защитой раритетов является их публичная презентация, научные исследования, публикации, Дом Бурганова начал предпринимать активные действия во всех этих направлениях.   В 2002 году коллекция была поставлена в  Реестр музейного фонда Российской Федерации[v], в 2005, 2007, 2008 годах осуществлены научные публикации. В 2011 году открылась выставка «Античность. 1945».

Собрание объединяет  скульптуру, представленную греческими и римскими оригиналами, и керамику из Коринфа, Аттики, Беотии, Этрурии, Юга Италии.  Практически все памятники представляют не только историческую значимость, но обладают выдающимися художественными качествами, уникальны и  являются произведениями искусства высокого класса.

[i] Постановление ГКО N 9256 от 26 июня 1945 года. Совершенно секретно:

Обязать Комитет по делам искусств при СНК СССР (т. Храпченко) вывезти на базы Комитета в г. Москву для пополнения государственных музеев наиболее ценные художественные произведения живописи, скульптуры и предметы прикладного искусства, а также антикварные музейные ценности.

И. Сталин.

[ii] ГАРФ, ф. А-501, оп.1, д.215, л. 4

[iii] Письмо №1403 от 8 октября 1953 года в Музейное Управление Министерства культуры РСФСР

[iv] Л.М.Холмянский «Мысли и образы». М., 2006

[v] Приказ Министерства культуры Российской Федерации  №1408 от 26 сентября 2002 года