Похищение Прозерпины

Виртуальная выставка «Похищение Прозерпины»

Скульптурная группа представляет собой момент похищения Прозерпины Плутоном. Плутон изображен в движении, несущим на  плече Прозерпину. Обе фигуры обнажены и частично прикрыты тканью. У ног Плутона Кербер. Скульптура без постамента.

Необычный «мраморный гость» в окружении современных статуй музея Дом Бурганова — это композиция известного итальянского скульптора Паоло Трискорни «Похищение Прозерпины». Музейное пространство особенно. Здесь время исчезает, и статуи, разделенные веками, ведут свой безмолвный диалог. Этот разговор об искусстве парковой скульптуры был начат в России еще в XVIII веке, когда парки Санкт-Петербурга и Москвы были украшены многочисленными беломраморными композициями итальянских мастеров. Именно тогда в Москве появилась эта замечательная скульптурная группа. Она была украшением паркового ансамбля усадьбы в Кунцево, владельцем которой был купец К. Солдатёнков.

Похищение Прозерпины
Сюжет из «Метаморфоз» Овидия «Похищение Прозерпины» в искусстве европейского барокко был необычайно популярен. Фигуры Плутона и Прозерпины, созданные итальянским скульпторам Лоренцо Бернини (1621-1622), украшают Галерею Боргезе в Риме. Композиция французского скульптора Франсуа Жирардона (1677-1699) установлена в Версале. Композиция, вторящая итальянской классике, была изваяна русским скульптором Василием Демут-Малиновским (1779-1846) в 1811 году для здания Горного института в Санкт-Петербурге. Эту блистательную плеяду продолжает итальянский скульптор Паоло Андреа Трискорни (1757-1833) — автор композиции «Похищение Прозерпины», хранящейся в Доме Бурганова. Композиция отличается мощью и динамичным движением, напряжёнными формами и телесной чувственностью. Зритель буквально ощущает чувственность жеста Плутона, а натуралистическое исполнение тела Прозерпины поражает своей виртуозностью. Композиция необычайно пространственна. Каждый ее ракурс дает новое прочтение, другой силуэт, иной акцент на детали — выразительные складки, развивающиеся волосы, мощные руки.
К сожалению, годы не пощадили эту замечательную композицию. В музейное собрание Дома Бурганова она попала, уже имея многочисленные утраты. Но даже с ними являет собой выдающийся образец итальянской скульптуры рубежа XVIII–XIX вв.
Классическое произведение в музее современной скульптуры не стоит особняком, напротив, «специфика этого музея, — говорит А. Н. Бурганов, — состоит в диалогах скульптур».

 

Историческая справка

Автором скульптурной группы «Похищение Прозерпины» из усадьбы Кунцево, как и многих других шедевров, привезенных в Россию из Италии, был итальянский скульптор Паоло Трискорни. Он создавал мраморные статуи для парков и дворцов Санкт-Петербурга и Москвы. В Петербурге его мастерская располагалась на Гороховой улице. В 1818 году Трискорни открыл в Москве вторую мастерскую.

Среди наиболее известных работ П. Трискорни – «Львы» перед Военным министерством в Санкт-Петербурге (1810 г.),  воспетые А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»; два бюста императрицы Екатерины II, из коллекции А. Бобринского; две мраморные группы в Зимнем дворце «Амур и Психея» и «Диана и Актеон», двухфигурная  композиция
из мрамора и фигура «Плакальщицы» в Шереметьевском Останкине.

Архитектор Кваренги пригласил П. Трискорни украсить здание Конногвардейского манежа. Выбор пал на фигуры «Кастора» и «Полидевка». В 1830 г. вместе с Пименовом и Демутом-Малиновским он работал над скульптурами Александринского театра. Интересно, что Демут-Малиновский
в 1808 г. исполнил для ансамбля Горного института в Санкт-Петербурге скульптурную группу «Похищение Прозерпины», так что сотрудничество-соперничество двух великих мастеров продолжалось несколько десятилетий.

Возможно, статуи кунцевской усадьбы и «Похищение Прозерпины» вышли из петербургской мастерской Трискорни. Скульптура «Похищение Прозерпины» отвечала духу своего времени. Темой скульптурных композиций в XVIII веке были разнообразные мифологические сюжеты. Согласно древнегреческой легенде Прозерпина (латинская форма имени греческой богини подземного царства и плодородия Персефоны, дочери Зевса и Деметры) была похищена Аидом, который сделал ее своей женой. Этот сюжет вдохновлял многих художников.

Демут-Малиновский. «Похищение Прозерпины»1808 г. для ансамбля Горного института в Санкт-Петербурге

Демут-Малиновский. «Похищение Прозерпины»
1808 г. для ансамбля Горного института в Санкт-Петербурге

Похищение Прозерпины

Лоренцо Бернини Похищение Прозерпины. 1621–1622 гг.

Глядя на эту скульптурную группу, не оставляет ощущение фантастического перевоплощения. Вдруг из целого куска мрамора возникает обнаженные фигуры мифологических героев. Скульптурная группа поражает своей динамикой
и выразительными ракурсами, характерными для скульптуры стиля барокко. Она прекрасно смотрится с разных точек зрения. Активно работают складки одежды и струящиеся волнами волосы, добавляя композиции экспрессии. Хочется отметить великолепное отношение мастера к мрамору. Можно видеть очень деликатную работу с камнем: изысканную моделировку складок и волос, сочную пластику фигур.

 

Статуя «Похищение Прозерпины», по преданию подаренная Екатериной II Льву Нарышкину, в начале 1990-х годов
в неохраняемом, пришедшем в запустение парке бывшей усадьбы была сброшена с пьедестала и разбита на куски.
К А. Н. Бурганову обратился А. Власов с просьбой «приютить» статуи ради их спасения. В старом заброшенном парке кунцевской усадьбы группа энтузиастов собрала все те осколки, которые остались от некогда великолепного творения Паоло Трискорни. Не удалось найти отбитые головы, руки, другие детали. Но даже в таком состоянии статуи впечатляют своим высоким стилем и художественным строем.

Так скульптура оказалась в собрании музея » Дом Бурганова». В 2024 году памятник был отреставрирован и сейчас украшает внутренний двор музея.

Вам  так же может быть интересно посетить виртуальную выставку «Кони. Образ Италии»

Приглашаем Вас присоединиться к нашему телеграмм-каналу