Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова

А.Н. Бурганов занимает видное место среди пионеров символической скульптуры второй половины XX века. Формирование его индивидуальной художественной парадигмы относится к 1970-м годам — периоду, когда автор разрабатывает синтетический творческий метод, сочетающий реалистическую трактовку формы с абстрактными и метафорическими мотивами.

 

Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова

Мир победит войну. 1986. Бронза.

Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова

 

Среди особенностей творческого метода скульптора  — уникальное соединение классики и яркого актуального пластического жеста. Скульптурный язык Бурганова отличает органичное единство классических реминисценций и аллюзий на европейские художественные течения XX века, прежде всего — сюрреализм и экспрессионизм.

Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова

Муза. 1976 Мрамор.

Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова

Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова

 

Мастерски трансформируя привычные и узнаваемые формы, художник выстраивает художественное пространство, в котором грань между реальным и фантастическим сознательно стирается. Иконографические решения Бурганова многослойны: каждое произведение пронизано символами и открыто для полисемантической трактовки.

Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова

Воскресный день. 1982. Бронза, металл. 120х85х15

Ключевой идеей в концепции скульптора становится исследование философии природы человеческой личности, спектра эмоций и форм диалога человека с миром. Его произведения отличает высокая эмоциональная насыщенность, переживания передаются не только через сюжет, но и за счёт тонкой пластической нюансировки деталей.

Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова

Женский портрет. 1997 Бронза, гранит. 43х28х15

Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова

Медуза. 2000. Красное дерево, мрамор. 85х72х41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произведения А. Бурганова отличают виртуозность и художественные инновации. В работе с материалом Бурганов демонстрирует глубокое понимание пластических возможностей, что позволяет ему реализовывать сложные и неожиданные художественные замыслы.

Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова

Прощание с летом. 1982. Композитный материал. 222х120х42

Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова

 

Программное произведение Скульптора — «Письмо» (ГТГ) представляет собой женский торс, переходящий в конверт с выступающей из него ладонью руки: этот образ становится выразительным символом того, что каждое письмо — это фрагмент внутреннего мира, несущий оттенки радости, тревоги, надежды и грусти. Детализация скульптуры нацелена на передачу специфических эмоциональных состояний — зрителю предлагается не только созерцать, но и соотносить собственные переживания с замыслом автора.

Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова

Письмо. 1990. Бронза, позолота.

Творчество  А.Н. Бурганова высоко оценено современниками и имеет большое значение для современного культурного пространства. Уникальное  художественное мышление в сочетании с ярко выраженным авторским стилем закрепили за Александром Николаевичем Бургановым статус классика национальной скульптурной школы конца XX – начала XXI века.

Его наследие продолжает вызывать интерес у исследователей, побуждая к новому прочтению символики и дальнейшим интерпретациям

 

Символика и Философия Скульптуры Александра Николаевича Бурганова