У Александра Буранова счастливая творческая биография, в ней отражены эпохи и художественные стили, которые сменяя друг друга прошли с середины ХХ века до настоящего времени. В каждом из этих периодов Бурганов занимал значимое место. Его заслуженно считают и художником «сурового стиля» за лаконизм и монументальность форм, и мастером реалистического портрета, школа которого базируется на лучших традициях отечественной пластики. Бурганов — постмодернист, создающий выразительные метафорические образы в синтезе современности и античной классики. Бурганов, несомненно, один из наиболее ярких сюрреалистов современности, легко трансформирующий формы ради острого художественного выражения новых реалий.
В этой многогранности абсолютная творческая свобода, так как во всех случаях художник не просто находился в художественном потоке времени, но выделялся ярким личностям художественным почерком и творческим методом. Недаром словосочетание «бургановская школа композиции» стало устойчивым термином в искусствоведческой практике и высших художественных учебных заведениях страны, где изучают и преподают искусство скульптуры.
Среди достижений Бурганова создание особого жанра в пластической композиции. Он автор такого уникального явления как «скульптура – жест», проходящего практически через все символические образы выдающегося этого мастера.
Александр Бурганов. АвтопортретПластический лексикон скульптора сформировался в самом начале его творческого пути и практически не менялся за более чем полувековой период.
В разных работах, монументальных и станковых композициях представлен ключевой знаковый образ руки как символа творческого начала (Большая рука. 1999 г.), гордыни и сопротивления (Жест. 1982 г.), гласа Божьего (Ангел. 1983 г.) и объятия раскинутых рук (Приветствие. 2000 г.), просьбы (Нищая. 2015 г.). Бурганов часто соединяет руку с лицом в одной композиции, подчеркивая тему руки как лучшего и наиболее выразительного портрета, или остро компонует вместе множество рук (сопротивляющихся – Расстрел. 1987 г., указующих – Пророк. 2002 г. ). И во всех случаях это — жест.
Еще одна важная тема — клетка, которая выражена в нескольких пластических ипостасях как граница — оболочка антропоморфного образа (Душа. 1995 г.) и как решетчатая структура, цель которой упорядочить время, форму, явление (Азбук глухонемых. 1995 г., Воскресный вечер. 1982 г.), как тема запрета – (Летящая птица в клетке. 1988 г.).
Выражением стихии у Бурганова наиболее часто является образ животного. Это гигантские собаки в клетках, размещенные под потолком одного из залов музея, или бульдоги, чьи фигуры удвоены по вертикали для подчеркивания концентрации ярости. Тема стихии и мужского начала также выражена образами коней. (Война. 1979 г.– дерущиеся кони, Экология. 1987 г., Муза. 1979 г. — лирическое прикосновение девичей головы к голове коня, Будущее – мальчик на жеребенке. 1987 г.). Свобода, стремление, вдохновение выражает образ летящей птицы или одиночного крыла, символизирующего эти образы еще более концентрированно и ярко.
Особенно выразительным элементом уникального художественного почерка мастера стали динамично развивающиеся складчатые структуры, присутствующие во многих композициях. Эти метафоры перехода времен, сопряжения мира горнего и мира дольнего, образы движения памяти делают магический реализм А. Бурганова особенно ярким.
Сегодня, когда в пространстве городов скульптуры-памятники стали олицетворением истории, скульптуры – жесты Александра Бурганова наполняют площади, парки, музеи и выставочные залы новыми чувственным поэтическими и художественным образами.
Александр Бурганов принадлежит к плеяде художников, которые проявили себя в самых разных областях искусства. Подобно Кандинскому, Пикассо, Арпу, Лембруку и многим другим выдающимся деятелям искусства и культуры, он создал произведения в скульптуре, архитектуре, графике, живописи, а кроме того необыкновенный театр, где статуи-актеры и люди-актеры соединились в одном действе. Бурганов — автор литературных произведений и научных исследований в области истории изобразительного искусства, концепций выставок и потрясающих пространственных экспозиций, изысканных гобеленов и интеллектуальных книжных макетов.
Этот универсализм, на самом деле, есть проявление того особого существования в мире искусства, когда художник не просто создает произведение, но выстраивает особое мироздание, которое целиком и полностью, начиная от архитектоники объемов в пространстве до персонажей его населяющих, придуманных им. Мир художника, многогранный, сложный, избыточный в своем многоголосье и стройный как отличный оркестр, в котором каждый «голос», каждый образ, монументальный и камерный, подчинены одной мелодической теме.
Как яркий самобытный мастер с узнаваемым художественным почерком А. Бурганов стартовал в начале 1960-х годов. Для него мир «сурового стиля» шестидесятников был абсолютно естественен. Это время экспериментов в скульптуре, поиски чистой формы, превалирующей над сюжетом, осознание красоты ритмов, пропорций, структур пространства. Отныне абстрагированные и преобразованные до логической формулы объемы стали основой концепции формообразования и повлияли на создание художественных образов в творчестве скульптора.
Порой создается ощущение, что его статуи, существуя как монолиты, распадаются на фрагменты. У Музы Александра Бурганова форма головы, иной раз обобщенная до идеала греческой архаики, венчает стройное, сравнимое с ионической колонной тело. В ее раскинутых руках – всеобъемлющий символический жест оранты и мощная горизонталь балки, перекрывающей вертикали опор. Каждый из элементов лексикона скульптора самодостаточен, способен многократно и разнообразно варьироваться и одновременно быть неразрывно связанным с целым. Соединяясь в новые композиционные комбинации и тут же распадаясь на «фрагменты», они бесконечны в своем процессе строительства здания искусства, отмеченного кодом Бурганова.
В творчестве А.Н. Бурганова сразу появился целый ряд образов-символов, которые просматриваются практически во всех его композициях. Колонна, рама, рука, муза, конь, летящая динамичная драпировка, особый абрис лица, линия руки, силуэт фигуры узнаются во всех ипостасях, сменяющих друг друга в течение развития художественного процесса.
Одна из особенностей творческого языка Александра Бурганова в том, что он не созвучен ни какому художественному процессу или искусственно выстроенной концепции, кроме идеи созидания собственного мироздания. Поэтому, несмотря на активнейшее участие в творческой жизни России, многочисленные зарубежные художественные проекты и контакты, он не примкнул ни к какой группе художников, декларирующей те или иные приоритеты в искусстве.
Скульптуры Бурганова украшали центральные залы практически всех крупных выставок, он был в числе основателей значимых интеллектуальных творческих проектов, программных групповых выставок, входил в редколлегии художественных журналов и специализированных научных сборников по искусству, таких как «Скульптура в городе», «Советская Скульптура» и других, но, при этом, он всегда шел параллельно предрешенному и сообща задуманному курсу в художественном процессе.
Начиная с 70-х годов, Александр Бурганов входит в западноевропейский художественный мир. Диалог с Европой притягивал в этот период многих. Да и сама Европа интересовалась далекой загадочной Россией. Однако массовой публике более интересны были экстремальные истории и диссидентские декларации. Художникам из России, созидающим искусство аполитичное, искусство ради искусства, прокладывать свой путь наравне с другими международными мастерами было чрезвычайно сложно. В силу объективных причин – отсутствия информации, невозможности систематически представлять свои произведения на международных выставках и в специализированных художественных изданиях, участвовать в творческих конкурсах, они как бы были выключены из мирового художественного пространства. Поэтому, когда произведения русского скульптора стали появляться в зарубежных художественных проектах, когда целый ряд его монументальных скульптур был установлен в различных городах Бельгии, Германии, Югославии, имя Александра Бурганова стало узнаваемым и привычным для европейских специалистов в области культуры и искусства.
В 1981 г. его скульптура «Муза» была установлена в парке скульптур г. Аранджеловац (Югославия) наряду с такими выдающимися мастерами пластики как Мештрович, Помодоро, Чедвиг.
В 1984 г. грандиозную композицию Бурганова «Война и мир» приобретает выдающийся немецкий коллекционер, основатель нескольких крупных музеев в Европе Питер Людвиг. Композиция выглядела как символический образ вечного противостояния Жизни и Смерти. Она представляла собой огромную группу борющихся в яростной смертельной схватке коней заключенных в тесное пространство мощной железной клетки, олицетворяющих тему смерти, войны, насилия. Группа женских фигур – Юность, Возлюбленная, Беременная, Скорбящая, Молящая, колоннами застывших над смертельной схваткой коней, стала символом мира, жизни, созидания.
П. Людвиг в своем письме к скульптору писал: «Эта скульптура обрела сейчас родину в Аахене, в Еврогрессе, где на различных мероприятиях, которые там постоянно проводятся, бывает несметное количество людей, которые рассматривают ее и восхищаются ею».
Открытие «Войны и мира» и приобретение П. Людвигом еще ряда произведений Бурганова для музейной коллекции продолжило «Немецкий период» в творческой биографии скульптора, начавшийся в 70-х годах с установки скульптуры в крупном промышленном городе Шведт на Одере, по заказу нефтеперерабатывающего завода. В течении 80-90 гг. в различных городах Германии прошли персональные выставки, устраивались литературные чтения произведений А. Бурганова. Теперь его скульптура и графика представлены не только в музейных, но и крупных немецких частных собраниях Р. Штокема, Х. Ван Акена, Д. Зигера. Замечательное развитие немецкий период Бурганова получил в XXI веке. В 2010 году в городе Баден-Баден по инициативе местной мэрии был открыт памятник поэту Жуковскому. В 2013 в залах музея античного искусства в г. Мюнстер состоялась большая персональная выставка произведений скульптуры и графики Александра Бурганова. Диалог с античностью, который скульптор вел на протяжении всей своей творческой жизни получил здесь реальное воплощение.
В 1986 г. Бурганов украсил своей грандиозной скульптурой всемирную выставку ЭКСПО-86 в канадском городе Ванкувер. Перед устроителями выставки стояла сложная задача – индивидуализации пространства сложенного из десятков типовых павильонов. Для решения столь сложной задачи был приглашен Александр Бурганов, уже завоевавший известность своим новаторским пластическим языком и художественным образами. Над всей территорией ЭКСПО-86 «взлетела» 12-метров фигура первого космонавта Гагарина, окруженная динамичными развивающимися в пространстве крылатыми и складчатыми структурами, разворачивающимися по волнообразным линиям.
В этот же период Бурганов создал целый ряд памятников для бельгийских городов Льеж, Марше-о-понт, Левен. Это «вторжение» в европейское пространство оказалось знаковым не только для самого скульптора, но стало своеобразной мощной энергетической струей для европейских зрителей, уставших от концептуальных перформансов и актуальных эпатажей. Скульптура как высокое искусство вновь стало возвращаться на мировую арену. Но если когда-то высокие традиции пластики принесли в Россию русские ученики великих европейских мастеров Родена, Бурделя, Деспио, сегодня этот процесс можно признать зеркальным. Бурганов вернул в европейское пространство мощную пластику, совершенство формы, диалог с классическим наследием, гармонию образов.
В 1999 г. Александр Бурганов выиграл американский конкурс на памятник А. Пушкину для Вашингтона. Этот монумент, установленный недалеко от Белого дома, стал первым русским памятником на американском континенте.
«Вашингтонский» Пушкин стал одним из целого ряда монументов, воздвигнутых Александром Бургановым в честь деятелей русской культуры. Среди них памятник Бунину в Воронеже, Пушкину в Ижевске, Пушкину и Гончаровой в Москве, Гнесиной в Москве и др.
2004 год стал важным для творческой биографии Александра Бурганова. Для Брюсселя им были созданы памятники Российскому Императору АлександруI и Бельгийскому Королю ЛеопольдуI. Кроме того, кульминацией бургановского «вторжения» в Европу стала грандиозная выставка его произведений, представленная на одной из центральной площадей Брюсселя.
Необходимо отметить, что подобные выставочные проекты уже были опробованы. В 1956 году крупный коллекционер и основатель музея скульптуры в Вашингтоне Хиршхорн провел по американским городам многомесячное выставочное турне более 200 скульптур XIX-XX веков, представляя часть экспозиции на открытых площадях. Боттеро выставлял свои скульптуры на площади Мадрида, Мур во Флоренции, Стребель в Париже. Когда, в продолжение ряда этих выдающихся имен, Брюссель предложил организацию такой выставки А. Бурганову, стало понятно, что это не только высокая оценка творческих достижений, но и своеобразный вызов и ожидание новой, значимой экспозиции, эффектно преобразующей городское пространство, которое кроме современного течения жизни, нагружено собственной историей, и незыблемостью традиции.
Предложенная для экспозиции мэрией Брюсселя площадь Мон дез Арт находится на главной оси движения многочисленных потоков людей, стремящихся от ратуши к комплексу зданий Королевского музея Бельгии и Королевскому дворцу. Сложность состояла и в том, что исторический ансамбль площади, увенчан конной статуей короля Альберта, которая обозначила его центр и главную ось движения. Эта исторически сложившаяся площадь как бы «замерла» в своем развитии. Поэтому вторжение в это конституированное пространство практически не представлялось возможным.
Александр Бурганов представил для этой выставки более двадцати монументальных скульптур и выстроил привезенные из Москвы статуи как грандиозную армию, следующую за царственным всадником. Эта армия, созданная средствами монументальной пластики из символических образов Жизни и Смерти, Силы и Слабости, Власти, Любви, Одиночества подняла эмоциональное напряжение всех исторических пластов этого пространства. Созданная экспозиция производила сильнейшее впечатление. Скульптуры «шли» на зрителя, «выстраивались» шеренгой, перекрывали, сформированные разметкой площади, потоки движения. Некоторые композиции Александр Бурганов разместил по основным осям площади, поддерживая тем самым диалог с архитектурным ансамблем, другие расставил на пересечении аллей.
Площадь приобрела новый художественный образ, новое композиционное и смысловое звучание. Пластические произведения стали точками схода главных осей, по которым течет и разворачивается оживленное ими духовное и интеллектуальное пространство столь необходимое городской среде.
Кроме преобразованного художественного образа площади, Александр Бурганов своими скульптурами создал особенный миф пространства. В этом мифе собственная система координат, масштабы, внутренние связи, иерархическая структура. Скульптура Бурганова создала особый космос пространства, выстраивая внутри реального измерения собственное мироздание, ставшее своеобразной сакральной ценностью Брюсселя.
Еще одной замечательной экспозицией в открытом городском пространстве стала выставка Александра Бурганова на Елисейских полях а Париже, проходящая при поддержке знаменитого Пьера Кардена. Среди последних выставок под открытым небом — персональная экспозиция «Alexander Burganov: Antike Traumbilder» в Мюнстере (2013 г.), разместившаяся перед Музея археологии Вестфальского университета.
Интеллектуальная игра с пространством, умение преобразовывать его самыми, порой, малыми средствами, отличительная черта творческого метода этого необыкновенного художника. Бурганов –архитектор интригует не менее чем Бурганов –скульптор. Он всегда виртуозно работает с композицией и пластикой архитектуры, ландшафтами, площадями, для которых предназначены его скульптурные произведения. Неординарный подход к проблеме синтеза архитектуры и скульптуры особенно проявился в его проекте здания музея «Дом Бурганова», получившего в 2001 г. государственный статус.
Александр Бурганов – автор архитектуры музейного здания и идеи экспозиции, создал необыкновенный острый художественный образ, основанный на смещении полей реального и виртуального, игры с метафорой, цитатой, «радость узнавания» которых подводит к интеллектуальному диалогу со зрителем. Этот диалог начинается с паркового ансамбля и городских территорий, прилегающих к комплексу музейных зданий. Уже здесь, вокруг музея установлены монументальные произведения, созданные Александром Бургановым.
В аркаде, названной «Люди-легенды» и примыкающей к главному входу, представлены портреты выдающихся деятелей культуры — А. Тарковского, И. Бунина, Р. Нуриева, И. Бродского и др. Сама аркада, увенчана символическими образами муз. Их имена непривычны для прилежного читателя легенд и мифов Древней Греции. Музы «Полуденного солнца», «Ожидания», «Цветущего дерева», «Нечаянной радости», «Вечерней звезды» — явно персонажи некой иной легенды. Скульптор, создавая внутри городского пространства новое мироздание, ставит эти величественные образы в его стену как краеугольные камни. Стена эта, состоящая из сквозных арок, конечно эфемерна как преграда, но крепка, устойчива и нерушимой силой таланта и духа этих замечательных людей. Так новое мироздание обрело своих героев, свои мифы и легенды. Созидание такого идеального пространства, как и сотворение мифов средствами архитектурно-скульптурной пластики явление совершенно необходимое для гармонизации и одухотворения городской среды.
Еще одна московская достопримечательность – парк, украшенный скульптурным ансамблем Александра Бурганова, названный «Экология» и расположенный на территории, прилегающей к музею в переулке Сивцев Вражек. Бронзовые монументальные композиции органично вошли в ландшафт, став эмоциональными и художественными центрами пространства.
Огромная рука, увенчанная ажурной бабочкой, олицетворяет легкость соприкосновения человека и природы, как залог гармоничного сосуществования. Эта работа, названная «Экология», дали имя всему ансамблю.
«Рождение Пегаса» — композиция, представляющая образ античного мифа, ставший общеевропейской культурной платформой. Пегас — традиционный символ искусства и творческой энергии представляется как связь древней истории и гуманистических идеалов культурной традиции с современностью.
Среди произведений, представленных в экспозиции парка — особенная скульптурная группа — юный всадник на жеребенке, вознесенный на капитель грандиозной колонны. По сути, это своеобразный конный памятник, идея и символическое значение которого переосмыслено Александром Бургановым.
Традиция конных памятников широко представлена в европейских городах. И внутренний подтекст таких скульптурных композиций всегда един. В нем соотношение двух полярных и всегда противостоящих друг другу символических идей. Одна из них — всадник как победитель, как символ силы и власти, другая — конь как олицетворение укрощенной и сдерживаемой стихии — государства, социума, войны.
В композиции Александра Бурганова совершенно новый образ. И конь и всадник — дети. Легкая фигурка обнаженного мальчика слилась с жеребенком. Неизвестное будущее – столкновения, победы, поражения — далеко впереди.
Новое прочтение извечных тем монументальной пластики, иные чем в традиционной для города мемориальной скульптуре образы, новые акценты пространственных связей, характерные для творчества Александра Бурганова, необыкновенно обогатили городскую среду, придав ей особую эстетическую и философскую ауру и художественный образ.
Режиссура пространственных структур, синтез скульптуры и архитектуры – особые грани таланта Александра Бурганова. Он является автором всего архитектурного и ландшафтного ансамбля московского государственного музея «Дом Бурганова».
Через галерею «Люди-легенды» и парковый ансамбль Сивцева Вражка можно войти в этот необыкновенный музей, архитектурный комплекс которого собран из совершенно разных по композиции и стилю фасадов, висячих галерей, аркад, внутренних дворов, переходов. Причем внутреннее пространство никак не совпадает с тем образом, который создается наружными стенами.
Глядя на центральный фасад, трудно предположить вообще какое-либо архитектурное сооружение за ним. Перед нами грандиозная архитектурно-скульптурная композиция, конструктивно выстроенная по принципу иконостаса. Архитектоника этого «иконостаса» подчеркивает структуру и композицию скульптур, расставленных на всех ярусах этой мощной вертикальной плоскости. Статуи как кариатиды Эрехтейона — слиты с архитектурой и одновременно выделяются своей самодостаточностью.
К ярусам со скульптурой ведут лестничные марши, по которым можно подняться к входу в музейное здание. Вынесенные на фасад конструкции черных металлических лестниц, балок и опор подчеркивают живую пластику скульптур и красный цвет нештукатуреных кирпичных стен. За входными «Золотыми вратами», расположенными по центру уровня второго этажа — новая неожиданная архитектурная тема — мост, висящий в середине открытого, разомкнутого, некогда многоэтажного пространства. Внизу залы первого этажа, обозрение которых начинается сверху. Высоко над головой легкий пропускающий свет купол перекрытия. Зрители рассматривают экспозицию скульптуры с непривычного для себя ракурса — сверху. Так можно увидеть каждый зал музея — сверху, сбоку, потом, спуститься вниз, войти в него и осмотреть изнутри. Таким образом, скульптура демонстрируется со всех сторон. Зритель оценивает ее силуэты, композицию, динамику или статику объемов. Пространство вверху так же занято картинами и скульптурами. К ним невозможно подойти, но они доступны для обозрения с моста, балконов, лестничных маршей, создающих иллюзию сложного запутанного пространства. Каждый зал имеет свою пластическую тему. В одном — это огромная, протянутая сквозь этажи вверх ладонь; в другом с потолка по диагонали через весь зал прыгает огромная собака, простираются развивающиеся потоке ветра мощные складки бронзовых драпировок.
Залы необыкновенно разнообразны по масштабам. Одни, лишенные перекрытий, поражают своей, уходящей под купол, высотой. Другие — невелики, и предназначены для камерных экспозиций. Третьи, и вовсе, составлены из лестничных пролетов или лишены пола — их экспозицию можно рассматривать со специальных мостков.
Александр Бурганов выделил здесь пространство как самостоятельный художественный объект. Оно пластически свободно в своем движении, и зритель легко следует за ним, подчиняясь его правилам. Оно останавливает его перед скульптурой и обводит вокруг нее. Оно вдруг возвращается и повторяет маршрут, каждый раз предъявляя новые точки для обозрения. При этом, очевидно, что это пространство иллюзорно, а существо архитектуры потеряло функциональность. Крыша, пропускающая свет, легка и воздушна, и, очевидно, не может быть защитой. Окна дома — не более чем символические объекты — артефакты, представляющие тему воспоминаний о прежней, некогда реальной жизни этого сооружения. В искусственном пространстве музея они существуют только как объекты искусства. Это подчеркнуто восточным фасадом здания, где все двадцать окон являются лишь рамами для грандиозной протянутой сквозь них рельефной композиции «Полет Пегаса», созданной Александром Бургановым специально для этого здания. В отличие от высокого многоярусного центрального фасада, стремительно «взлетающего» подчеркнутыми вертикалями, восточный фасад создан двумя этажами, протянутыми горизонтальными линиями одинаковых оконных рам, каждая из которых есть самостоятельный уникальный объект и одновременно фрагмент целостной композиции, которая, по существу, тоже может существовать отдельно от общего контекста здания. В этой подчеркнутой фрагментарности — целостный образ и концепция современного языка художественного творчества.
Совершенно очевидно, что эта архитектура живет только ради скульптур, представленных в ее стенах. Она неотделима от них и являет общее с ними художественное, композиционное, смысловое пространство. При этом само здание музея резко контрастирует с окружающей городской застройкой, выделяясь структурой, образным строем, фактурами поверхностей.
Экспозиция музея, также созданная скульптором, по существу стала одним из главных художественных произведений классика российской школы монументальной скульптуры Александра Бурганова. Его многогранные скульптурные, архитектурные, графические, литературные произведения пронизаны единым поэтическим кодом, образным художественным языком и той особой формой воздействия, которая подобно мощному силовому полю не отпускает от себя.
© Мария Александровна Бурганова
заместитель директора Московского государственного музея «Дом Бурганова, доктор искусствоведения, профессор, действительный член Российской академии художества, зав кафедрой Монументально-декоративная скульптура Российского государственного художественно – промышленного университета им. С.Г. Строганова