Анонс выставки
Скульптура и скульптурные материалы.
Слово «скульптура» пришло из латинского языка, где обозначает высекание из твердых материалов (камня, дерева и т.д.). Параллельно с ним существует термин «пластика», пришедшее из греческого языка и обозначающее работу в
мягком материале – лепку. Со временем эти два понятия объединились в термине «скульптура».
В своем творчестве А. Н. Бурганов использует различные материалы для создания скульптурных произведений: бронза, мрамор, гипс, дерево и композитный
материал.
Гипс по простоте применения незаменим как для изготовления форм, так и для отливки скульптуры. Гипс — это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы мягким материалом ни работал скульптор, он всегда затем переводит скульптуру в гипс, дорабатывает ее и только после этого обычно переводит в какой-либо стойкий материал. Гипс является уникальным материалом и для изготовления форм. Гипсовые формы служат не только для отливки скульптуры из гипса, но и для повторения ее в глине, для терракоты, фаянса, фарфора. Кроме того, гипсовые формы применяются для изготовления скульптуры в бетоне, отливки восковых моделей для металлического литья, производящегося по выплавляемой модели, и для отливки скульптуры из пластических масс.
Пример – небольшая композиция » Кони», являющаяся моделью для монументальных произведений, установленных в г. Геленджик и г. Орел, моделей памятника Е.Ф. Гнесиной для Москвы и рельефа «Колесница» для ижевского Дворца культуры.
Бронза — один из самых популярных материалов, используемых мастерами при создании скульптур. Скульптуры из бронзы изготавливают методом литья. Еще одной отличительной особенностью материала, привлекающей скульпторов, является пластичность бронзы, она подходит для создания как крупных, так и мелких форм. Материал отличается высокой прочностью и долговечностью.
Пример скульптуры из бронзы А.Н. Бурганова — «Портрет Пушкина».
Наряду с бронзой скульптор работает с кованой медью. Этот материал, имеющий замечательные пластические характеристики, позволяет создавать произведения долговечные и легкие. Скульптура создается методом выколотки из листов меди по заранее отлитой из баббита модели. Вспомогательный материал — сплав на основе олова или свинца, названый по имени изобретателя И. Баббитта.
Примером скульптуры из кованной меди в творчестве А.Н. Бурганова является » Портрет С. Коненкова».
С древних времен для изготовления скульптур использовался мрамор. Несмотря на то, что сегодня даже мраморные скульптуры можно создать с помощью 3D станков, мраморные скульптуры А. Бурганова являются исключительно ручной работой — мастер использовал набор скарпелей разной формы и киянку. Берется блок мрамора, далее мастер отсекает лишнее от него, создавая определённую форму по эскизу, затем прорабатывает основные части скульптуры и завершением мастер высекает уже мелкие детали.
Примером мраморной скульптуры в творчестве А. Н. Бурганова является «Оранта», отличающаяся выразительным силуэтом и монолитностью формы.
Редким материалом в творчестве скульптора является дерево. Примером является произведение «Юдифь», выполненная из красного дерева. В отличии от лёгких в обработке пород деревьев , таких как липа, вяз, красное дерево имеет очень плотную структуру и твердость. Это делает его очень сложным в обработке. Но эти же качества и выразительный темный цвет особенно ценятся скульпторами.
Новейшим материалом является композитный материал, открывающий перед скульпторами дополнительные творческие возможности. Как каждый материал в скульптуре, так и разнообразные пластические массы обладают своими выразительными средствами. В зависимости от своих декоративных и физико-механических свойств пластмассы требуют такого же понимания и выражения их пластических возможностей, каких требуют мрамор, гранит, дерево или бронза. Эти материалы необычны и еще мало изучены скульпторами. Пластические массы заключают в себе много еще нераскрытых качеств, что позволяет художникам находить новые решения в своем творчестве, не прибегая к имитации других материалов; тем не менее, свойство пластических масс превосходно имитировать многие другие декоративные материалы также должно быть включено в круг их возможного применения.
В этом материале создана композиция «Полет. Посвящение Марку Шагалу» 2012 г.
Наряду с работой по освоению старинных технологических процессов скульптор экспериментирует с новыми материалами, иногда применяет комбинированные, их сочетания и технические приемы: гипс объединяет с бронзой, часто использует пластик.
Примером может служить композиция «Муза цветущего дерева», созданная с помощью разных технологических процессов: литье, золочение, формовка, и сочетающая различные материалы: бронзу, синтетический материал, позолоту.
Для скульптора воплощение замысла в материале, так же как и работа с формообразованием, никогда не являлась ремеслом, а рассматривается как творческий процесс.