Похищение Прозерпины Плутоном

Поступление в основной фонд музея «Дом Бурганова»,
скульптурной композиции конца XVIII – начала XIX вв.
итальянского скульптура Паоло Трискорни

«Похищение Прозерпины Плутоном»

Похищение Прозерпины Плутоном

 

 

Похищение Прозерпины ПлутономВ экспозиции Московского государственного «Дома Бурганова» находится скульптурная группа из мрамора «Похищение Прозерпины» известного итальянского скульптора Паоло Трискорни, создавшего для российских столичных дворцов, усадебных, парковых и мемориальных ансамблей прекрасные пластические произведения. Скульптуры Трискорни органично вошли в архитектурно-скульптурный ансамбль музея, вступив в своеобразный диалог с современными произведениями.

История многих статуй, созданных выдающимися скульпторами своего времени, чрезвычайно похожа. Выполненные в России или привезенные из-за границы в XVIII в. они украшали усадебные    дворцы и парки, придавали им поэтическое очарование. К сожалению, в связи
с революционными событиями 1917 года многие памятники, были попросту утрачены, а те, что сохранились, находятся в заброшенном состоянии, без должного за ними ухода и сохранности. В настоящее время ситуация меняется. Серьезное изучение русских усадеб, их постепенная реконструкция, в частности восстановление скульптурных произведений, — все это представляет собой большую и интересную работу, которая активно ведется современными специалистами в разных направлениях.

Усадьба в Кунцево, которую прежде украшали эти замечательные произведения, стала не исключением.   Прежде всего, несколько слов об истории создания этого замечательного уголка русской усадебной жизни. Кунцево упоминается
в переписной книге Московского уезда еще в XVII в.

 

Похищение Прозерпины ПлутономВ 1865 году усадьба увидела новых владельцев – Солдатенковых.    С ней связаны многие известные имена – среди них можно упомянуть Н. М. Карамзина,
Д. В. Давыдова, Н. П. Огарева, А. И. Герцена,
И. С. Тургенева, Д. В. Григоровича, И. Н. Крамского,
С. А. Есенина, В. В. Маяковского и мн. др. Это было одно из первых и самых популярных подмосковных дачных мест. На рубеже XVIII – XIX веков, при Нарышкиных,
в Кунцеве был создан уникальный в своем роде усадебный ансамбль. Здесь был выстроен дворец, разбит сад, построены хозяйственные здания и мн. др., что должно было быть тогда в большой загородной усадьбе. Дворец был построен из дерева на самом краю крутого обрыва Москвы-реки. Украшение дворца и парка скульптурами, копировавшими античные образцы, было отчасти культурной нормой, и показывало изысканные вкусы владельцев, их тягу к благоустройству усадьбы на манер царских петербургских владений.

XVIII век считается периодом яркого расцвета дворцового строительства и садово-паркового искусства. Это время, когда появились и поражали своим великолепием знаменитые дворцово-парковые ансамбли новой столицы на берегах Невы
и Финского залива: Петергоф, Ораниенбаум, Летний сад и Царское Село. Впоследствии они стали образцами для многих усадеб, построенных как в Москве, так и в других городах. Именно в это время усилилась роль усадьбы в общественной жизни, она получила важное репрезентативное значение.

 

Похищение Прозерпины ПлутономАвтором скульптурной группы «Похищение Прозерпины» из усадьбы Кунцево, как
и многих других шедевров, привезенных в Россию из Италии, был итальянский скульптор Паоло Трискорни. Он создавал мраморные статуи для парков и дворцов Санкт-Петербурга и Москвы. В Петербурге его мастерская располагалась на Гороховой ул. Именно здесь, петербургской мастерской Трискорни, начал учиться рисованию и лепке известный скульптор Иван Петрович Витали. В 1818 году Трискорни открыл в Москве вторую мастерскую и поручил Витали руководить московским отделением.

Среди наиболее известных работ П. Трискорни – «Львы» перед Военным министерством в Санкт-Петербурге (1810 г.),  воспетые А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»; два бюста императрицы Екатерины II, из коллекции А. Бобринского; две мраморные группы
в Зимнем дворце «Амур и Психея» и «Диана и Актеон», двухфигурная  композиция
из мрамора и фигура «Плакальщицы» в Шереметьевском Останкине. Архитектор Кваренги пригласил П. Трискорни украсить здание Конногвардейского манежа. Выбор пал на фигуры «Кастора» и «Полидевка». В 1830 г. вместе с Пименовом и Демутом-Малиновским работал над скульптурами Александринского театра. Интересно, что Демут-Малиновский
в 1808 г. исполнил для ансамбля Горного института в Санкт-Петербурге скульптурную группу «Похищение Прозерпины», так что сотрудничество-соперничество двух великих мастеров продолжалось несколько десятилетий. Возможно, статуи кунцевской усадьбы и «Похищение Прозерпины» вышли из петербургской мастерской Трискорни. Скульптура «Похищение Прозерпины» отвечала духу своего времени. Темой скульптурных композиций в XVIII веке были разнообразные мифологические сюжеты. Согласно древнегреческой легенде Прозерпина (латинская форма имени греческой богини подземного царства и плодородия Персефоны, дочери Зевса и Деметры) была похищена Аидом, который сделал ее своей женой. Этот сюжет вдохновлял многих художников.

Похищение Прозерпины ПлутономГлядя на эту скульптурную группу, не оставляет ощущение фантастического перевоплощения. Вдруг из целого куска мрамора возникает обнаженные фигуры мифологических героев. Скульптурная группа поражает своей динамикой
и выразительными ракурсами, характерными для скульптуры стиля барокко. Она прекрасно смотрится с разных точек зрения. Активно работают складки одежды и струящиеся волнами волосы, добавляя композиции экспрессии. Хочется отметить великолепное отношение мастера к мрамору. Можно видеть очень деликатную работу с камнем: изысканную моделировку складок и волос, сочную пластику фигур.

Статуя «Похищение Прозерпины», по преданию подаренная Екатериной II Льву Нарышкину, в начале 1990-х годов
в неохраняемом, пришедшем в запустение парке бывшей усадьбы была сброшена с пьедестала и разбита на куски.
К А. Н. Бурганову обратился А. Власов с просьбой «приютить» статуи ради их спасения. В старом заброшенном парке кунцевской усадьбы группа энтузиастов собрала все те осколки, которые остались от некогда великолепного творения Паоло Трискорни. Не удалось найти отбитые головы, руки, другие детали. Но даже в таком состоянии статуи впечатляют своим высоким стилем и художественным строем.

Для сохранения скульптурных произведений было принято решение передать произведение в МГМ «Дом Бурганова» для реставрации и сохранения. Здесь проводятся необходимые работы по сохранению этого произведения.

Среди скульптурных произведений академика А. Н. Бурганова, создающих основную экспозицию внутреннего дворика музея, этот шедевр мирового искусства занял свое почетное место.

Классические произведения здесь не стоят особняком, напротив, они задают тему – диалог эпох и стилей.  «Специфика этого музея» — говорит А. Н. Бурганов — «состоит в создании дома для скульптуры». Композиция «Похищение Прозерпины» не только бережно хранится, но и входит в уникальный в Москве ансамбль музея, созданный на базе творческой мастерской скульптора Александра Николаевича Бурганова.