Виртуальная выставка

Образ руки в творчестве Александра Николаевича Бурганова

«Рука – это лицо Бога.
Рука Бога не имеет ни индивидуальности, ни психологии, ни сходства с отдельным человеком.
Это не изображение фрагмента тела.
Это – знак судьбы.
При помощи протянутой руки Бог видит и слушает нас.
Бог есть Бог.
Но с другой стороны, рука – это символ нас самих.
Это лицо нашей души и наших проблем.
Рука Бога и наша рука – обращены друг к другу.
Мы ждем, чтоб наши пальцы встретились.
Мы просим о спасении.
Мы просим простить нас.
Мы просим вернуть нам рай и бессмертие, из которого когда-то нас изгнали.
Это наша мечта, наша молитва, наша надежда.
Поэтому, если сказать кратко, руки в моем творчестве – это мои молитвы».
Александр Н. Бурганов

Изображения рук представлены в искусстве практически всех народов во все эпохи.  Начиная с пещер первобытного мира до сегодняшнего времени, пожалуй, это самый широко используемый образ в искусстве. Символика его имеет множество значений, универсальна для всех и поэтому легко понимаема.

Наиболее распространенным можно считать образы руки как образы высшей, божественной силы и власти; благословения и наказания, присяги и закона, силы и чести, приветствия и творчества.

В творчестве многих деятелей литературы и искусства рука обретает совершенно новые яркие символические образы. Так Пушкин в стихотворении, обращенном Чаадаеву, привнес в многообразие всеобщих символов еще один выразительный штрих: «В минуту гибели над бездной потаенной Ты поддержал меня недремлющей рукой…».

В творчестве известного российского скульптора Александра Бурганова образ руки занимает одно из центральных мест.  Огромная рука, протянувшаяся на высоту двух этажей («Большая Рука»), символизирует образ Творца в самом широком трактовании этого слова от образа Бога до образа креатора в целом.

Рука, прикоснувшаяся к бабочке («Экология») изображает диалог человека с природой.
Из вороха складок протянутая рука просит о милостыне и милосердии («Нищая»).
Несколько рук, укрепленных на обезличенном силуэте и вскинутых в протестующем жесте, олицетворяют протест в композиции памяти жертв ГУЛАГ. В композиции «Азбука» руки наделены буквенными значениями.
Руки говорят, указуют, молят и благословляют. Они божественны и человечны, красноречивы и нежны, жестоки и горды.

Над всем ансамблем музея Дом Бурганова вознесся один из главных экспонатов, имеющих особое значение – раскинутые руки («Приветствие»). «Я увидел только одну скульптуру Бурганова – раскинутые в стремлении объятия или приветствия руки. Только руки без тела и головы. Потрясающий эффект», – сказал великий французский модельер и дизайнер П. Карден об этом произведении, которое триумфально было представлено в Париже на Елисейских полях.


Реквием. Бронза, 1990

 

Top