Из жизни скульптур Александра Бурганова. Юность

Из жизни скульптур Александра Бурганова. Юность
Тема “Бегущей девочки с птицей”, которая в разных редакциях обозначается единым словом “Юность”, проходит через творчество Александра Бурганова красной нитью. Первая редакция была создана по гранту в 1968 году для седьмой московской художественной выставки, то есть это был заказ без цензуры, по свободному эскизу. Следует особо сказать об этой форме выставочной деятельности шестидесятых годов. “Это было своеобразное политическое заигрывание с молодежью, которое создавало некоторую видимость свободы творчества. Работа была выполнена из кованой меди, достаточно большой, более двух метров. Весь ее интерес состоял в неожиданной конфигурации и во взаимоотношении между птицей и бегущей фигурой, свободной развеске объемов в пространстве и, конечно, в венчающей драпировке, которая начала заявлять о себе как элементе моего личного стиля. Работа была резко осуждена цензурой за отказ от реализма в изображении человеческого тела и условность в трактовке форм. Только в результате борьбы и скандала она была оставлена в экспозиции. Оплата за нее была произведена, в последствии она перешла в собственность Министерства культуры. Ее местонахождение вначале было скрыто от меня, лишь в дальнейшем я узнал о том, что по секрету от меня ее возили на выставку в Мюнхен, а затем уничтожили. Такова была судьба моего первого романтического дебюта. Это была одна из моих любимых работ, и я сделал попытку ее восстановления, лично для себя. Однако, второй вариант был также варварски уничтожен уже на выставке Московского союза художников в Перово. Сейчас двор моей мастерской украшает уже третий вариант, который выполнен в бронзе”. (Из воспоминаний А.Н.Бурганова).

В 1986 году возникла новая редакция “Девушки с птицей”. На это раз “Девушка и птица” взлетели в небо на высокой колонне. Композиция получила ярко выраженную вертикальность, изменилась пластика фигуры и заметно увеличилась масса взметнувшейся драпировки. Птица, наоборот, получила схематические очертания и превратилась как бы в тень летящей птицы. В композицию вошел также декоративно-растительный орнамент веток, а вся композиция по своей стройности и живописности стала напоминать зацветшее весеннее деревцо. Фигура девушки как бы парила в воздухе, получила легкость и трепетность. В этой редакции она была выставлена на персональной выставке в Брюсселе на Монт-дез-Артс в 2004 году, а также была взята за основу для композиции фонтана “Юность” на Украинском бульваре в Москве.

Тема “Девушки с птицей” олицетворяет гармонию с природой, мечтой о Золотом веке, и поэтому, по своей теме, близка к итальянскому циклу.

Александр Бурганов отмечал, что в этой работе, наверное, воплотились первые детские впечатления о красоте окружающего мира и о красоте своей матери. “Было удивительное ощущение, что я впервые осознал, что девушки бегают иначе, чем юноши, хотя не мог объяснить, в чем тут дело”. (Из воспоминаний А.Н.Бурганова). Порхающая, как бабочка, отталкивающаяся от воздуха, ее стиль бега со сближенными коленями, вероятно, так запал в душу художника как особая мелодия красоты, и не случайно, что он неоднократно возвращался к этой теме как к самому светлому символу в своем творчестве.

Необыкновенно легкая, как сам ветерок, девушка парит навстречу своей мечте, навстречу с будущим. Часто с птицей ассоциируется человеческая мечта. Поэтому в этой композиции, как нельзя лучше, не только на языке пластики, но и с помощью символов раскрывается тема. Такое сравнение более, чем уместно. У птицы такой же стремительный полет, такая же очаровательная грация, как и у стройной юной особы. Ощущение парения и полета создано благодаря единой точки касания грациозной ножкой девушки и крылом птицы колонны. Едва ощущается касание девушкой пьедестала. Поэтому кажется, что еще немного и они оттолкнутся и полетят. Девушка с присущим юному существу состоянием мечтательности поднимается к горизонтам своих фантазий. Тема весны, молодости, цветения не только природы, но и человеческой души весьма выразительно раскрыта в этой работе. Необыкновенное ощущение ветра складывается из разнообразных ассоциаций, вызываемых пластическими формами: легким колыханием крыльев птицы на ветру, вьющимися по воздуху объемными складками ткани на руке девушки. Активное диагональное движение создает особую направленность скульптуры вперед. В самой позе, жесте, взметнувшейся вверх очаровательной женской головке ощущается открытость человеческой души и сердца этой юной девушки всему миру. В этом молодом трепетном создании заложен особый пламень горения, направленный на созидание, а не на разрушение жизни. Мир, доброта, любовь, особый трепет в мироощущении жизни заложен создателем в этом юном хрупком существе.