Это произведение скульптора поражает своей неожиданностью. Перед нами традиционная форма композиции — женский бюст, установленный на классическую подставку, покатые обнаженные плечи, стройная шея, но лица нет. Оно закрыто занавеской, возникшей как бы ниоткуда. Ее придерживают две ладони, спускаясь откуда-то сверху.
Создалась своеобразная «двухэтажная» композиция. Перед нами как бы две темы: портрет прекрасной женщины и руки с драпировкой, символизирующие неизобразимое, явившееся из какого-то другого пространства и взявшее на себя право закрыть лицо героини. Между зрителями и портретом поставлена преграда. Она рождает интригу, бесконечные вопросы, желание откинуть бронзовую ткань и заглянуть за нее. Мы, естественно, хотим увидеть, что от нас прячут. Возникает коллизия противостояния, столь часто создаваемая скульптором в своих работах — нам хотят показать и нам не дают посмотреть.
Кого же показывают? Вероятно, что-то прекрасное. Судя по обнаженным плечам и стройной шее, вероятно, это прекрасный женский образ. Но кто это, мы не можем сказать, потому что еще более неведомое и неясное для нас существо, непонятно откуда возникшее, преграждает нам путь к рассмотрению. Мы видим лишь его прекрасные и нежные ладони, которые кончиками пальцев легко, без напряжения держат концы какого-то неведомого платка, ниспадающего широкими свободными складками. В какой- то момент все объединяется в одно целое. Прекрасные руки наверху становятся дьявольскими рогами, а занавеска — козьей мордой, но это только мгновенье. Конечно, это вам только кажется, потому что руки полны певучей гармонии классического совершенства, удлиненные пальцы застенчиво и нежно едва касаются драпировки, а драпировка ниспадает на голову неизвестной дамы, как легкая вуаль.
И все же, несмотря на всю красивость составных элементов, композиция создает тягостное ощущение насилия. Здесь нет ни игры, ни кокетства, а что-то страшное и роковое, что-то преднамеренное и вызывающее, как смерть и небытие. Убрать лицо, обезличить — это уничтожить. На наших глазах происходит акт насилия. Мы не можем понять, кто жертва и кто убийца. Но факт красивого, изощренного отрицания жизни здесь есть. А может, это изображение тайны? Во всех случаях скульптура обладает магическим притяжением. Она возбуждает наши чувства, требует объяснения. Мы возвращаемся к ней вновь и вновь, пытаемся заглянуть за занавеску, стараемся забыть увиденное, оставляя для себя лишь красоту исполненного художником совершенства прекрасной бронзы, нежных удлиненных ладоней, покатых плеч и таинственной занавески.
В разделе онлайн-встречи с Александром Бургановым вы можете услышать, как сам скульптор рассказывает о скульптуре «Занавеска», а также увидеть, что скрывается на самом деле за занавеской https://burganov.ru/onlajn-vstrechi-s-adeksandrom-burganovym/