Из жизни скульптур Александра Бурганова. Занавеска

Из жизни скульптур Александра Бурганова. Занавеска

Это произведение скульптора поражает сво­ей неожиданностью. Перед нами традицион­ная форма композиции — женский бюст, установленный на классическую подставку, пока­тые обнаженные плечи, стройная шея, но ли­ца нет. Оно закрыто занавеской, возникшей как бы ниоткуда. Ее придерживают две ладо­ни, спускаясь откуда-то сверху.

Создалась своеобразная «двухэтажная» композиция. Перед нами как бы две темы: портрет прекрасной женщины и руки с дра­пировкой, символизирующие неизобразимое, явившееся из какого-то другого прост­ранства и взявшее на себя право закрыть ли­цо героини. Между зрителями и портретом поставлена преграда. Она рождает интригу, бесконечные вопросы, желание откинуть бронзовую ткань и заглянуть за нее. Мы, есте­ственно, хотим увидеть, что от нас прячут. Возникает коллизия противостояния, столь часто создаваемая скульптором в своих ра­ботах — нам хотят показать и нам не дают по­смотреть.

Кого же показывают? Вероятно, что-то прекрасное. Судя по обнаженным плечам и стройной шее, вероятно, это прекрасный женский образ. Но кто это, мы не можем ска­зать, потому что еще более неведомое и не­ясное для нас существо, непонятно откуда возникшее, преграждает нам путь к рассмотрению. Мы видим лишь его прекрасные и нежные ладони, которые кончиками паль­цев легко, без напряжения держат концы ка­кого-то неведомого платка, ниспадающего широкими свободными складками. В какой- то момент все объединяется в одно целое. Прекрасные руки наверху становятся дья­вольскими рогами, а занавеска — козьей мор­дой, но это только мгновенье. Конечно, это вам только кажется, потому что руки полны певучей гармонии классического совершен­ства, удлиненные пальцы застенчиво и нежно едва касаются драпировки, а драпировка ниспадает на голову неизвестной дамы, как легкая вуаль.

И все же, несмотря на всю красивость со­ставных элементов, композиция создает тягостное ощущение насилия. Здесь нет ни иг­ры, ни кокетства, а что-то страшное и роко­вое, что-то преднамеренное и вызывающее, как смерть и небытие. Убрать лицо, обезли­чить — это уничтожить. На наших глазах про­исходит акт насилия. Мы не можем понять, кто жертва и кто убийца. Но факт красивого, изощренного отрицания жизни здесь есть. А может, это изображение тайны? Во всех случаях скульптура обладает магическим притяжением. Она возбуждает наши чувства, требует объяснения. Мы возвращаемся к ней вновь и вновь, пытаемся заглянуть за занаве­ску, стараемся забыть увиденное, оставляя для себя лишь красоту исполненного худож­ником совершенства прекрасной бронзы, нежных удлиненных ладоней, покатых плеч и таинственной занавески.

В разделе онлайн-встречи с Александром Бургановым вы можете услышать, как сам скульптор рассказывает о скульптуре «Занавеска», а также увидеть, что скрывается на самом деле за занавеской https://burganov.ru/onlajn-vstrechi-s-adeksandrom-burganovym/