Новая публикация на портале «Музейная Москва online»

Новая публикация на портале "Музейная Москва online"

Рука с бабочкой.
Бронза 1987

На странице музея «Дом Бурганова» на портале «Музейная Москва online» доступна новая публикация: альбом «Сквер в переулке Сивцев Вражек». В нем представлены скульптуры и скульптурные композиции народного художника России Александра Бурганова, установленные в сквере в переулке Сивцев Вражек. «Сад скульптур» создавался в начале 2000-х годов и продолжает традицию европейских авторских скульптурных садов. Альбом доступен по ссылке https://burganov.museum-online.moscow/entity/ALBUM/3588071?index=1

Ниже публикуем выдержки из статьи М.А.Бургановой, заслуженного художника РФ, доктора искусствоведения, профессора.

«Недалеко от Старого Арбата, на прилегающей к Московскому государственному музею «Дом Бурганова» территории, появился уникальный для Москвы парковый ансамбль – «Сад скульптур». Ландшафтные композиции, сады, парки, украшенные скульптурой – явление характерное для европейских столиц. Традиция Версаля и Цвингера, Петергофа и Летнего сада была подхвачена современными европейскими культурными центрами. В XX веке возникли сады скульптур В.Лембрука в немецком Дуйсбурге, Карла Миллеса в Стокгольме, Густава Вигеланда в Осло.

В «Саду скульптур» в переулке Сивцев Вражек представлены монументально-декоративные произведения Александра Бурганова, объединенные темой «Экология».

Огромная рука, увенчанная ажурной бабочкой, олицетворяет легкость соприкосновения человека и природы, как залог гармоничного сосуществования. «Рождение Пегаса» — композиция, представляющая образ античного мифа, как олицетворение общеевропейской культурной платформы. Пегас – традиционный символ искусства и творческой энергии представляется как связь древней истории и гуманистических идеалов культурной традиции с современностью.

Еще одно произведение – юный всадник на жеребенке, вознесенные на капитель грандиозной колонны. По сути, это своеобразный конный памятник. Традиция конных памятников широко представлена в европейских городах. Символический подтекст таких скульптурных композиций всегда един. В нем соотношение двух полярных идей. Одна из них —  всадник как победитель, как сила и власть, другая — конь как олицетворение укрощенной и сдерживаемой стихии – государства, социума, войны. В композиции Александра Бурганова совершенно новый образ. И конь, и всадник – дети. Легкая фигурка обнаженного мальчика слилась с жеребенком. Неизвестное будущее – столкновения, победы, поражения – далеко впереди.

Сад, обнесенный по периметру художественной решеткой, украшенной золоченными декоративными элементами, стал украшением района Старого Арбата, символом его творческой атмосферы и художественных традиций».