Завершилась выставка «Александр Бурганов. Сюрреализм» в Новом Манеже.

Завершилась выставка «Александр Бурганов. Сюрреализм» в Новом Манеже. Александр Николаевич провёл онлайн экскурсию по своей персональной выставке для зрителей и подписчиков канала Мосгортур. Смотрите видео или читайте текст.
Дорогие друзья! Я очень рад приветствовать Вас на моей выставке, которая проходит в таком прекрасном белоснежном дворце. Посвящена. Собственно говоря, юбилею восьмидесятипятилетию. Я сам удивляюсь этой дате. Ну факт есть факт. Но прежде всего мне хотелось бы сказать о месте. Потому что место это замечательное, магическое. Центр общероссийской культуры. Рядом с нами Большой театр, через дорогу МХАТ. Напротив — Колонный зал, где, собственно говоря, все замечательные события нашей культуры имели место быть. И вот мы в этом прекрасном пространстве.

Что можно сказать о персональной выставке? Она имеет свои параметры и специфику. В ней показано всё лучшее, что было сделано за этот период. Но я думаю, что эта выставка, она немного другая, и я именно так её задумывал. Она посвящена не просто показу скульптур, а некоторому театральному действию. Я не зря сделал такие раздаточные программки, где показано, что это театр скульптур. Здесь в этом спектакле, можно сказать, участвуют сами скульптуры. Они общаются между собой, они показывают, рассказывают. Мы только приветствуем. Какая же тема и смысл? Тема – это жизнь человека. И поэтому здесь участвуют, я бы сказал, символы нашей жизни, как некоторая панорама добра и зла внутри каждого человека. И каждый посетитель должен примерит эту скульптуру на свою историю и тогда это будет понятно. Вообще я больше известен как скульптор-портретист. У меня в Москве и за рубежом достаточное количество таких персональных памятников посвященных поэтам Пушкину, Лермонтову, Бунину, Уолту Уитмену, Швейцеру — много вещей. Но на этой выставке практически не будет ни одного портрета. Это будут некоторые символические вещи. И кто же главные действующие лица? Это конечно ангелы. И вот мы начинаем. Нас встречает Большой белый Ангел, который раскрывает занавес и выпускает душу человека в этот прекрасный и большой мир. Здесь есть ангелы добра, которые раскрывают красоту мира, и ангелы, может быть, зла. Я их показываю в виде каких-то больших или маленьких мух, которые в общем противостоят человеку. Это не мы. Что-то другое. Или какие-то символы – это клетка, паутина, мышеловка, чемоданчик с деньгами. И символы добра – это красота, цветы, букеты, молодость, это обещание встречи, обещание счастья. И вот эти символы взаимодействуют друг с другом. Тут нет какой-то определённой сюжетной канвы. Мы можем пройти вначале в большой зал, где мы увидим, собственно говоря, главную символику этой выставки.

Ну как во всяком спектакле в театре есть занавес. И вот здесь он тоже есть, большая Муза Искусства. Она сейчас закрыта занавесью и как бы произойдёт мгновение, занавес раскроется и раскроется смысл происходящего. Это большая вещь, она была сделана для выставки в Париже по просьбе Пьера Кардена и стояла на Елисейских полях в бронзе. А это её модель. Что здесь ещё есть в этом зале? Вот символ красоты, юности – букет цветов – юная девушка, которая расцветает и является для нас символом добра и красоты. Здесь стоит редкая для меня вещь – динамическая скульптура «Фортуна», которая показывает как раз, что жизнь не проста, она имеет борьбу, взлёты и падения. А самое главное, что состоит из чего-то прекрасного-человеческого и одновременно чего-то механического, что нас заставляет преодолевать – не свойственную для нас природу. Это «Поцелуй», символ встречи, и собственно, поцелуя. Такая круглая, двусторонняя вещь, и с одной и с другой стороны показывающая ради чего живут люди. Ради того чтобы общаться друг с другом. Вот другой символ на ту же тему – это «Письмо», где собственно вместо головы вдруг конверт и приветственный жест, это как бы ожидание благой вести, надежда на эту благую весть, и вера, что это случиться. Многие вещи сделаны не по порядку, в жизни они возникают из разных обстоятельств, вот например эта «вещь» которая называется «Прощание с уходящим летом», была сделана в память об очень молодой жизни которая ушла, поэтому здесь я впервые сделал вот эту саму муху, которая является символом печали и горя, не того чего мы хотим. И вот она здесь присутствует так как-то сложно, как бы цветок, но это в общем ничего хорошего. Вот поэтому она здесь существует. Теперь мы пойдём в большой зал. Жизнь сложна и в ней есть много обстоятельств, а самое главное борьбы. Человек может существовать только в состоянии борьбы за свои идеалы. И вот здесь самая большая вещь, она была сделана для выставки в Германии – это «Марафон». Тема борьбы, борьбы за свои какие-то идеалы человека. Поэтому здесь такой клубок – агрессивное противостояние, надежда во взгляде, и победа, потому что там фигура вестника, который сообщил о победе. Собственно, ради чего идёт эта борьба. Это тема древнегреческой истории, не мифа даже, а истории. Но такого светлого противостояния человека против так сказать опасностей, во время битвы при Марафоне.

Ну и это снова тема тёмного ангела – мухи, это падение Икара. Он потерял свои крылья, которые вознесли его к солнцу и в падении его сопровождают уже другие крылья, крылья ангела смерти.
Но всё это сложное взаимодействие начал, составляющих жизнь, я представил преображенным в одной скульптуре, которая называется «Рождение Пегаса». Это символ творчества, искусства, тема рождения искусства. Это удивительный греческий миф, который говорит о том, что собственно говоря, из чего-то опасного и страшного, чем является голова Медузы Горгоны, вдруг получается этот белый конь который вознёсся, и который является для нас ориентиром добрых дел. И эта тема «Рождение Пегаса» когда из головы этой прекрасной, но страшной Медузы рождается белый конь.

А вот скульптура, которая называется «Новый Герой». Ну понятно, я сделал её как некоторая ирония над героем, символом которого стал чемоданчик с деньгами, кейс. Ну а ирония говорит о том, что не в деньгах счастье. Больше ничего другого. Ну пойдёмте дальше. Следующий зал так же продолжает тему добрых символов и опасностей. Тема паутины, куда легко попасть и трудно выпутаться. Тема есть в сегодняшней жизни, и мимо неё невозможно было пройти. Этот зал является новым для моей выставочной деятельности. Я, конечно, кроме скульптуры, много делаю графики, и я думал, как её можно представить. И вот я нашел какой-то новый способ её демонстрации. Некое ноу-хау. На сетчатых основах, расположенных пространственно, не на стенах, как это обычно бывает с графикой, картинами, живописью, а вот так вот в пространстве. Я расставил их так, что можно войти в изображение, можно войти туда и оценить себя в разных точках зрения этого изображения. Но поэтому здесь даже особых сюжетов нет, это какие-то серии мои, посвященные Италии, Испании, просто романтические темы, но здесь главное – это сам принцип графики. Это прикосновение художника к белому листу и этот момент волшебства, когда возникает изображение. Оно возникает, так сказать, это не копийное искусство, это просто искусство, как говориться, «летящих облаков». Можно так сказать. И тут есть пара вещей, это скульптура «Молодая Россия». Вон там она стоит, видите? Которая стоит перед зданием новой Третьяковки. И у меня много вещей, сделанных по разным поводам, в честь наших военных побед и гражданских достижений. То есть, я считаю, что можно было бы сюда привезти модели красавицы «Турандот», которая стоит перед театром Вахтангова, или памятник «Пушкин и Натали», но здесь просто другой мир. Тут есть и вещи, которые были сделаны в этом году. То есть не смотря на свой удивительный для меня почтенный возраст, я продолжаю работать. Не потому что это как-то… Ну если не работать, то художник не живёт. Насколько это возможно, не так как я раньше делал огромные вещи. По этим лесам как белка, туда – сюда, туда-сюда. Сегодня это в другом режиме, но это составляет саму сущность жизни. И вот были вещи сделанные как бы даже на тему коронавируса. Они представлены. «Карантин» — такое название. Такое символическое пространство, ограниченное рамками. Птица, которая олицетворяет их желание освободиться, руки, которые рассуждают. А в целом это всё находиться в такой пространственной среде, в желании быть на свободе. «Карантин». Ну тоже самое, тема того, что есть болезнь, опасность, может случиться что-то нечеловеческое, то, что мы не видим. Враг, которого мы не видим, но можем себе представить, что он опасен.
И единственный портрет, который есть на этой выставке, это автопортрет. Он тоже, сделан буквально за месяц до выставки. Это мой удивлённый взгляд, на прожитую жизнь и на этот мир, который вообще сложен, но такой он есть. Вот тоже вещь посвященная сегодняшнему, опасностям нашей сегодняшней жизни. Это «Мать и дитя» и тоже, какая-то муха, которая и олицетворяет опасность. И как итог, завершение этого спектакля – вот эти пальцы. Это, собственно говоря, изображение молитвы, обращенной туда наверх к облакам, которая говорит что, несмотря на все сложности, мы благодарим, за то что мы родились, и оказались в этом мире, в этом космосе, и увидели воочию, испытали на себе красоту, и опасность этого мира. Вот это завершающая нота.

Может быть стоит сказать о другом названии выставки – сюрреализм. Знаете, я никогда не чувствовал себя сюрреалистом, то есть когда-никогда… Ну, жизнь идёт, вот она начинается, идёт творческий процесс… Но само определение «сюрреалист», я его получил не в Москве, не в России, а на западе, когда я там выставлялся со своими большими выставками. Они: О, приехал русский сюрреалист. Ну, я понимаю, что в наш глобализированный век, сюрреализм обозначает некое общее понятие современного искусства. Искусство, ориентированное на поток подсознательного, на тот поток, который проходит сквозь нас в каждом человеке, и он… его нельзя регулировать. Он возникает неожиданно. То одно, то другое. И вот, эта реакция на него и составляет суть современного искусства, которое импульсивно, которое отражается в нём, хочешь ты того или нет. Поэтому да, но… Сюрреализм, так сказать, как бы вроде пришел с запада, но был открыт нашим Гоголем, поэтому тут трудно говорить. И потом, разница вот в чём. Тоже подчёркиваю слово «Русский» сюрреалист. Потому что сюрреализм на западе – это эпатирующее искусство, оно стремиться напугать, удивить. Что-то такое. Оно ещё и соприкасается с политикой там на западе. В Париже выходил журнал «Сюрреализм на службе революции». Это было какое-то социально-общественное движение. Русский сюрреализм, это что-то другое, это просто личностное отражение реальной окружающей жизни. Вот так, может быть. Мне кажется, что так и есть. Поэтому я рад, что это признано. Каким-о образом, и так сказать, даже в административных структурах, моему музею, который находится на старом Арбате, присвоено слово «Музей сюрреализма». Ну, я думаю, что это говорит о том, что мы современные люди, и живём в сегодняшнем дне и реагируем на всё окружающее, поэтому выставка может быть соотносима и демонстрировать сегодняшний российский сюрреализм.
Спасибо Вам огромное за экскурсию!

 

Ссылки на сторонние ресурсы о выставке : http://www.visit-city.com/exhibitions/burganov-surrealism/