Из жизни скульптур Александра Бурганова. Часть 4

Из жизни скульптур Александра Бурганова. Часть 4В своих произведениях Александр Бурганов не раз обращался к сюжетам евангельской истории. Но его трактовка образов священной истории всегда была обостренной и очень личностной.

Тема «Благовещенья» волновала воображение еще первых христианских художников с того самого момента, когда библейские сюжеты стали перелагаться на изобразительный и пластический язык. С этого момента на протяжении веков к изображению Благовещенья обращались самые известные художники. Рименшнайдер и Донателло, Шагал и Манцу оставили в истории искусств прекрасные проникновенные образы. Александр Бурганов продолжил традицию великих мастеров. Но представил совершенно своеобразную трактовку сюжета.

По традиции, главными героями композиции выступают Мария и Архангел Гавриил, принесший Благую весть о рождении Христа. У Бурганова мы видим новое прочтение этой темы. Он нашел поразительно точные по силе воздействия на зрителя формы и возможно единственный из всех художников в трактовке образа наиболее близко подошел к каноническому образу крылатого вестника. Его Архангел Гавриил бестелесен, ведь согласно преданию он состоит из света. Мы видим лишь его голову, устремленную на нас руку, крыло, остановившееся движение стопы. Все остальное тело невидимо. Это — пустота, воздух, пространство, протекающее одновременно сквозь него и через нас. Вытянутая вперед рука Гавриила энергично направлена в благословляющем жесте на зрителя. Складки ткани и ангельское крыло уравновешивают композицию. Гавриил остается со зрителем один на один, именно ему Архангел несет благую весть. Примечательно и то, что в композиции отсутствует образ Марии, будто первый благовест о рождении Спасителя должен быть адресован всем людям.

В этом сюжете присутствует еще одна смысловая нить. По замыслу автора, Архангел благословляет не только людей, но и искусство как средство спасения мира во всех его проявлениях. Он покровительствует всему новому, подлинно чистому и светлому: свежей творческой мысли, смелому решению, собственному представлению о мире, личному восприятию окружающего. Огромный по силе воздействия на зрителя жест как бы вдыхает в художника новую философию жизни, яркие идеи, мысли и чувства, которые сыграют большую роль в спасении человечества. Здесь уместно вспомнить высказывание Ф.М.Достоевского о том, что «красота спасет мир», так же как его спасет и искусство. Язык символов и метафор оживает в этом удивительном по своему композиционному и пластическому решению произведении. Автор уходит далеко за рамки скульптуры в ее классическом понимании. В этой удивительной композиции раскрывается пластический образ с точки зрения его диалога с пространством и рождающимися в этом синтезе новыми образами. Пространство вокруг Архангела Гавриила, таким образом, представляет собой особую среду, заряженную божественной энергией.

«Благовещенье» было задумано в двух вариантах. В первом варианте все скульптурные объемы были выполнены из тонированного под бронзу гипса, металлическая клетка была выкрашена в черный цвет, а внизу композиция заканчивалась красного цвета полотном. В другом варианте все скульптурные объемы были созданы в мраморе. Символика цвета в этом произведении работает совершенно четко. В христианстве цвета получили каждый свое символическое толкование. Такая глубокая философско-символическая подоснова ставит это произведение в ряд выдающихся памятников, посвященных религиозным сюжетам. Здесь символы работают повсюду и в форме, и в цвете.

Впервые работа была представлена на выставке в МГХПУ им. Строганова в 1980-х годах, затем она экспонировалась в Испании. Выставлялась в Германии в Аахене и Кельне.