Из жизни скульптур Александра Бурганова. Пьета

Из жизни скульптур Александра Бурганова. Пьета

В истории мирового искусства этот сюжет получил широкое распространение. Художники немецкого средневековья и позже итальянского Возрождения сформировали основную композиционную структуру пластического воплощения этого сюжета. Базируясь на этой мощной платформе художественного и культурологического наследия, Александр Бурганова трактует эту тему особенно. В его интерпретации тема трагического оплакивания Христа доведена до категории абстрагированного символа. Этот образ общечеловеческого звучания – оплакивание Героя вообще и еще шире – оплакивание героических дерзаний Человека.

В композиции не персонифицированы главные герои – нет склонившейся скорбящей Матери, нет распростертого на ее коленях мертвого тела. Осталась лишь ткань, некогда бывшая облачением и ставшая самостоятельным самодостаточным объектом. Мы не видим жестов отчаяния и скорбного плача. Страдание как бы скрыто от нас. Остались лишь складки, сохранившие узнаваемые формы Пьеты. Этим абстрагированием от конкретных форм человеческого тела скульптор достигает максимального трагического звучания образа и формирует то сакральное пространство, в котором сосредоточены воспоминания о всех прекрасных произведениях искусства, объединенных этой темой.

Это реквием о всем живом. Скульптура является этапной в творчестве А.Н.Бурганова. Здесь он применил свой индивидуальный оригинальный пластический прием. Вначале было создано внутреннее ядро скульптуры – изображение фигуры в состояние трагического оплакивания, а затем при помощи пластов, олицетворяющих символическую завесу, облачение, фигура была укрыта от взора. Впоследствии А.Н.Бурганов рассказывал, что сам был поражен силой неожиданно возникшего результата.

Художественный образ соединился с литургией художественного приема, с литургией творческого процесса создания скульптуры.

Скульптура создана в 1978 году в составе итальянского цикла для персональной выставки “Италия”. В 1986 году был создан монументальный вариант этой скульптуры, который вошел в состав коллекции Третьяковской галереи.