Среди пластических объемных символов, которыми Александр Бурганов оперирует в своем творчестве, особое место принадлежит структуре клетки. Являясь пространственной структурой, она одновременно выражает один из наиболее глубоких символических образов, из которых складывается мир Бурганова. А.Бурганов не раз в своих высказываниях, перечисляя основные элементы своего творчества, наряду с колонной, стволом цветущего дерева, занавеской, тяжело упавшей или взметнувшейся по прихоти ветра вверх, упоминает и геометрические коробки как основной элемент цивилизации и, прежде всего, клетку. Стальную клетку, которая разграничивает свободный космос, которая ставит препятствия, которая разъединяет, которая в конечном смысле является символом смерти.
Эти коробки, клетки появились в его творчестве в самом начале и с тех пор, подвергаясь различным вариациям, не покидали его никогда. Наиболее ярко тема клетки показана в огромной работе «Война и мир». Ее геометрия беспощадна. Это образ тюрьмы во всей жестокости ее геометрического кубизма.
Но есть в творчестве Бурганова и другие модификации темы клетки. Одной из наиболее ярких из них является клетка 1982 года. Скульптор сделал клетку, которая своим абрисом напоминает женскую полуфигуру: стройный торс, слегка опущенные плечи, прямая шея и прекрасная в своей округлости голова, но все это сделано из стальных прутьев клетки. Оболочка прекрасной женщины в виде стальных прутьев клетки и вдруг внутри нее нежная женская рука, которая, ухватившись за прутья, просится наружу. И сразу перед нами возникает многообъемлющий символ: тела и духа. Клетки нашего тела и заключенной в ней птицы нашего духа. Да, это маленькая рука как птичка в клетке. Она трепещет, прижимается к прутьям, в ней развивается платочек, она хочет свободы, ветра, но вырваться из тела-клетки нельзя. Дверцы нет. Прутья запаяны.
Это легкая красивая пространственная скульптура содержит в себе тему печали. Она о каждом из нас — о молодых и старых, бедных и богатых, она — жизнь, говорящая о том, что как бы мы не были богаты и прекрасны, мы все равно находимся в клетке обстоятельств. И это ощущение преграды есть наш удел. Работа имела несколько вариаций. Последняя реплика 2004 года, выполненная в крупном размере — более двух метров, была представлена на персональной выставке А.Бурганова в Брюсселе на центральной площади города — Монт-дез-Артс. Множество людей, подходя к этому стихотворению в бронзе, прикладывали свою живую руку к бронзовой руке пленницы. Это был знак сочувствия, печали и трепетной надежды, что, может быть, каждый из нас получит свободу, о которой мы все мечтали.