Из жизни скульптур Александра Бурганова. Клетка

Из жизни скульптур Александра Бурганова. КлеткаСреди пластических объемных символов, которыми Александр Бурганов оперирует в своем творчестве, особое место принадлежит структуре клетки. Являясь пространственной структурой, она одновременно выражает один из наиболее глубоких символических образов, из которых складывается мир Бур­ганова. А.Бурганов не раз в своих высказываниях, перечисляя основные эле­менты своего творчества, наряду с колонной, стволом цветущего дерева, занавеской, тя­жело упавшей или взметнувшейся по прихо­ти ветра вверх, упоминает и геометрические коробки как основной элемент цивилизации и, прежде всего, клетку. Стальную клетку, ко­торая разграничивает свободный космос, ко­торая ставит препятствия, которая разъеди­няет, которая в конечном смысле является символом смерти.

Эти коробки, клетки появились в его твор­честве в самом начале и с тех пор, подверга­ясь различным вариациям, не покидали его никогда. Наиболее ярко тема клетки показана в огромной работе «Война и мир». Ее геомет­рия беспощадна. Это образ тюрьмы во всей жестокости ее геометрического кубизма.

Но есть в творчестве Бурганова и другие модификации темы клетки. Одной из наиболее ярких из них является клетка 1982 года. Скульптор сделал клетку, которая своим абри­сом напоминает женскую полуфигуру: строй­ный торс, слегка опущенные плечи, прямая шея и прекрасная в своей округлости голова, но все это сделано из стальных прутьев клетки. Оболочка прекрасной женщины в виде стальных прутьев клетки и вдруг внутри нее нежная женская рука, которая, ухватившись за прутья, просится наружу. И сразу перед нами возни­кает многообъемлющий символ: тела и духа. Клетки нашего тела и заключенной в ней птицы нашего духа. Да, это маленькая рука как птичка в клетке. Она трепещет, прижимается к пруть­ям, в ней развивается платочек, она хочет сво­боды, ветра, но вырваться из тела-клетки нель­зя. Дверцы нет. Прутья запаяны.

Это легкая красивая пространственная скульптура содержит в себе тему печали. Она о каждом из нас — о молодых и старых, бед­ных и богатых, она — жизнь, говорящая о том, что как бы мы не были богаты и прекрасны, мы все равно находимся в клетке обстоя­тельств. И это ощущение преграды есть наш удел. Работа имела несколько вариаций. По­следняя реплика 2004 года, выполненная в крупном размере — более двух метров, бы­ла представлена на персональной выставке А.Бурганова в Брюсселе на центральной площади города — Монт-дез-Артс. Множество людей, подходя к этому стихотворению в бронзе, прикладывали свою живую руку к бронзовой руке пленницы. Это был знак со­чувствия, печали и трепетной надежды, что, может быть, каждый из нас получит свободу, о которой мы все мечтали.