Искусство скульптуры. Новый романтизм

Выставка «Искусство скульптуры» — знаковый проект, ежегодно проводящийся в залах Московского государственного музея «Дом Бурганова» уже восьмой год. Проект объединяет скульпторов разных поколений, работающих во всех видах и жанрах пластики. Свои произведения для выставки предоставили А. Бурганов, З. Церетели, Д. Тугаринов.  Г. Правоторов, А. Смоленков, В. Корнеев, А. Цигаль, М. Бурганова, А. Попандопуло, Ю. Злотя, В. Суровцев, Ю. Смоленкова, М. Отрадинский-Марков и др.

Темой года стал «Новый романтизм».  Романтическое восприятие окружающего мира объединяет сегодня многих художника, своеобразно сочетающих классические формы с экспрессией, привлекающих образы символизма и сюрреализма, поэтические метафоры.  Скульпторы создают свои произведения как микрокосмы. Их объединение в пространстве выставки умозрительно конструирует общий идеальный универсум, созданный средствами искусства.

Новый романтизм второго десятилетия ХХI века оперирует тем же лексиконом и творческим методом как и романтическое направление в искусстве в целом. Его сюжеты, темы и образы легко распознаются. Художественные произведения, представленные на выставку, объединяют романтизм и максимализм чувства; страстность и динамика формы, обращение к сильным и мужественным образам, и даже экзотика. Романтическое мироощущение воодушевило художников на смелые опыты по изменению окружающей действительности и современных образов. В арсенале каждого в той или иной мере представлены опыты по пластическому претворению тайн мироздания, внутреннего существа обыденного, одушевленности материи, героизации и идеализации прошлого и настоящего.

 

Но очевидно, что в контексте современной культурной ситуации, неоромантизм в изобразительном искусстве является эстетическим антагонистом актуальных направлений. Новый романтизм сегодня стал антитезой дегуманизации личности и разрушению культурной традиции, представляя  резкое противостояние между идеальным миром, созданном в искусстве, и самой действительностью.

В поисках идеала новые романтики предлагают новые художественные коды, пластические вариации, образы, конструируя тем самым новое гуманистическое мироздание. Оно исполнено гармонии и драмы, ностальгической тоске и радости обретения, силы и беззащитности, но главное — витальности мира.

Здесь не желание бесконечно вглядываться в прошлое, пытаясь разглядеть идеальные черты и привнести их в современность, но жажда прекрасного, стремление возродить романтический взгляд на мир, молодость чувств, предчувствие и дерзкое личное участие в конструирование будущего.