Выставка «Театр скульптур Александра Бурганова». Год театра в России

«Театр в моем понимании, — говорит Александр Бурганов, — это просто разновидность скульптуры, только так я его и понимаю. Актеры — это ожившие статуи, которые от моего прикосновения начали действовать самостоятельно. Это преодоление границы между живым и неживым. Скульптуры оживают и двигаются, а актеры застывают и молчат. Это продолжение мифа о Галатее, мифа о Горгоне Медузе.
Продолжение великой античности, которая является для нас идеалом, где статуи одевали, а живые люди сбрасывали одежды, где все вместе сидели за одним общим столом во время праздника или жертвоприношения. Хотя бы в конце жизни я хочу прикоснуться к этой возможности и подарить это счастье другим».

На выставке в Малом и Большом дворах музея вы увидите инклюзивную выставку «Театр Александра Бурганова». Скульптуры и скульптурные композиции Александра Бурганова из фондов музея и частных коллекций. В Каминном зале вы сможете посмотреть фильм, в котором скульптуры и живые актеры взаимодействуют друг с другом. Театральные этюды, построенные на взаимодействии скульптуры и пластики человеческого тела исполняют актеры Е. Морозова и А. Бочаров. К каждому этюду создавался сценарий, костюмы; подбиралось музыкальное сопровождение.
Выставка открыта с 10 июня по 10 августа 2019 года. Выставка проходит в рамках Года театра в России.

Ниже приводится материал из статьи Д.Самойловой «Театр скульптур Александра Бурганова»:
«Для Бурганова принципиально важно «романтическое» понимание мира как сосуществование двух измерений: реальности и фантастики.Тем не менее, его «новый романтизм» не обращается напрямую к эпохе XIX века, но руководствуется уже устоявшимися представлениями о «романтическом» в целом. Сегодня Александр Бурганов занимает видное место в московской школе пластики; за ним закреплена репутация скульптора со своим выработанным стилем, определенной его романтической концепцией.
Театр для художника — «это просто разновидность скульптуры», а статуя и актер есть «магический предмет» и «магическая персона». Статуя «ловит энергию нашей души» и оживает, тогда как актер сам «силой своей страсти» оживляет «любую душу и тело». «В магическом пространстве театра», в котором происходит превращение живого человека в скульптуру, и наоборот, рождается «новый Миф». Таким образом, искусство театра воспринимается А. Бургановым не только как воплощение мечты, но и как реализация древних мифов, в которых скульптура, подобно человеку, живет своей жизнью и умирает.

Театр Бурганова, органично объединивший различные виды искусства, отчасти воплотил в себе романтические представления о так называемом «совокупном художественном продукте» — едином произведении, которое являет собой синтез искусств. Романтическая природа театральных постановок музея «Дом Бурганова» проявилась не только в попытке создать «совокупный художественный образ», но и в стремлении к импровизации, к фантастическому действию и таинственному антуражу, в интересе к волшебным превращениям, которые могут разыгрываться перед зрителем. В театре А. Бурганова воплотилось романтическое понимание категории времени, которую романтики мечтали ввести в произведение искусства. Театральные этюды, как правило, не имеют сюжетного действия, но развиваются во времени, изображают постоянные изменения, происходящие с человеческим телом, сравнение с которым меняет и восприятие скульптурной формы. Романтическое представление о мироздании, которое, изменяясь, находится в постоянном движении, перекликается с идеей об «изменчивости и непостижимой „всевозможности“ Вселенной, какой видели ее художники-авангардисты».
(Театр скульптур Александра Бурганова: Каталог к выставке Александра Бурганова в Театральном музее им. А.А.Бахрушина, М., 2018).